А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Изображение природы в произведениях В Жуковского и А Пушкина - сочинение

Тема природы — вечная тема русской литературы. Однако пейзажи представителей различных литературных направлений — классицистов и сентименталистов, романтиков и реалистов — отличаются друг от друга. Даже в пределах творчества одного поэта можно найти и романтические, и реалистические пейзажи, например, в произведениях Пушкина. В то же время у представителей одного направления мы находим глубоко индивидуальные картины природы. Поэтому представляется интересным сопоставить пейзажи художников одного направления, выявить в них сходные черты и особенности.

Наиболее интересно, на наш взгляд, обратиться к романтическим произведениям поэтов XIX в. — Жуковского и Пушкина, поскольку романтики проявляли особый интерес к личности и окружающему ее миру, а значит, и изображение природы окрашено переживанием лирического героя. Природа в романтических произведениях — зеркало человеческой души, чувств, перенесенных в пейзаж.

Она всегда прекрасна, экзотична, величественна, порой таинственна. Но каждый пейзаж глубоко индивидуален. Жуковский и Пушкин, используя общие принципы изображения природы, внесли в свои пейзажные зарисовки творческую индивидуальность. Что наш язык земной пред дивною природой? С какой небрежною и легкою свободой Она рассыпала повсюду красоту И разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила? Едва-едва одну ее черту С усилием поймать удастся вдохновенью... Но льзя ли мертвое в живое передать? Кто мог создание в словах пересоздать? Невыразимое подвластно ль выраженью?.. — писал В.А. Жуковский в стихотворении «Невыразимое». Поэт преклоняется перед вечной, прекрасной, исполненной гармонии и величия природой. Однако в своих стихотворениях поэт все же сумел передать это «невыразимое». Жуковский услышал шум падения листа, увидел вздрогнувшую во сне птичку, притаившегося в кустах «сияющего» лебедя. Эти детали окружающего мира — величайшее открытие поэта. Природа в стихах поэта, как правило, одухотворена. В картинах природы, нарисованных Жуковским, мы ощущаем присутствие какого-то таинственного живого существа. В элегии «Море» поэт говорит: «Ты живо; ты дышишь». Он просит море открыть «глубокую тайну». Морская стихия может быть спокойной и радостной, ласкать «облака золотые», блистать звездами. Она может «рвать и терзать враждебную мглу», когда темные тучи хотят отнять у нее ясное небо. Море постоянно тянется к этому светлому небу, любуясь им, «дрожит за него». Оно живет человеческой жизнью: радуется, злится, ревнует, но в то же время оно исполнено тайны, которую не дано разгадать человеку. Красота природы вызывает у поэта чувство восхищения, он преклоняется перед ней.

Она же приносит человеку успокоение. Ночь сходит с небес «с целительным забвенья фиалом». «Своим миротворным явлением, своим усыпительным пением» несет «мир усталым сердцам». Полную душу тоской, Как матерь дитя, успокой.

Этим сравнением автор подчеркивает родство человека с матерью природой.
Явления природы, воссозданные поэтом в тончайших оттенках и причудливых изменениях, преходящи, мимолетны. Следуя принципам романтизма, он использует в своих картинах яркие краски: «холмы златые», «багряные липы», «лазурь небес», «звездное блистанье». У Жуковского почти нет полутонов, приглушенных красок, разве что «блеск туманный» месяца. Пейзаж наполнен звуками: поют «сладкоголосые» птички, журчит поток, «сливаяся с рекой», слышен «рощи лепет». В картинах природы есть и запахи, чаще всего это благоухание цветов.
Одним из любимых художественных приемов Жуковского является олицетворение. В его пейзажах все одушевлено: ночь «молчаливая», цветы равнодушные, день «утомившийся», ива «дряхлая».
Те приемы, которые мы находим у Жуковского, характерны и для поэзии Пушкина. Белинский назвал пейзажные стихотворения Пушкина «живописью в поэзии».


 
У Пушкина не так уж много чисто пейзажных стихотворений. Можно назвать поэтические зарисовки «Туча», «Обвал». Встречаются романтические пейзажи в его южных поэмах, но там они являются фоном для основного действия. Показать «полную невыразимого, но безмолвного очарования живую картину» для поэта было достаточно. В более поздних стихотворениях пейзаж насыщен лирическим переживанием. Тогда же Пушкин начинает философски осмыслять явления природы. Но уже в стихотворении «К морю», явно несущем в себе романтические черты, мы видим отличие от «Моря» Жуковского. Созерцание «свободной стихии», ее «шум призывный» наводит поэта на мысль о собственной несвободе. В отличие от Жуковского, Пушкин не пытается постичь тайны океана. Он восхищается его гордой красой, неодолимой мощью, «своенравными порывами» и видит в море родственную душе стихию, жизнь природы наводит на мысли о человеческой судьбе. Поэт вспоминает Наполеона, умершего на острове Св. Елены среди морской пустыни; певца моря Байрона, который был, как эта стихия, «могущ, глубок и мрачен», «ничем неукротим». Пейзаж Пушкина иногда напоминает картины природы Жуковского. Яркие краски, восхищение природой — все это роднит произведения двух поэтов. Однако у Пушкина природа не всегда идеально прекрасна, он вводит в пейзаж множество конкретных, бытовых деталей. В «Евгении Онегине» картина зимы, нарисованная поэтом, определяется им так: «Все это низкая природа; изящного не много тут». Здесь и «гусь тяжелый, задумав плыть по лону вод, ступает бережно на лед, скользит и падает»; и «побелевший двор, куртины, кровли и забор», «сороки веселые на дворе». Пушкинский пейзаж реалистичен, поэзия и проза сочетаются в нем, создавая близкую нам картину. В каждом пейзаже, даже унылом и невзрачном, Пушкин умел видеть прекрасное:Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. У Пушкина пейзаж в еще большей мере, чем у Жуковского, окрашен лирическим переживанием, j Картины природы рождают в душе поэта определенные настроения и чувства: «И с каждой осенью я расцветаю вновь», «Как грустно мне твое явленье, весна, весна! пора любви!» Знакомые картины природы рождают у поэта мысли о вечности, о постоянно обновляющейся жизни природы и о бренности человеческого существования.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Изображение природы в произведениях В Жуковского и А Пушкина. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения по нескольким произведениям > Изображение природы в произведениях В Жуковского и А Пушкина
Сочинения по нескольким произведениям

Сочинения по нескольким произведениям


Сочинение на тему Изображение природы в произведениях В Жуковского и А Пушкина, Сочинения по нескольким произведениям