А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Образ Петербурга в произведениях Н В Гоголя и Ф М Достоевского - сочинение


Петербург — один из самых красивейших городов. В девятнадцатом веке он был даже столицей. Первые попытки описать величие Петербурга делал еще Пушкин в своем произведении «Медный всадник». Эту тему продолжили два великих русских писателя — Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский. Но если Гоголь представлял на суд читателя яркие и величественные проспекты и улицы Петербурга, то Достоевский описывал его трущобы.
«Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», — констатирует Свидригайлов, герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Да, это действительно так. Петербург театрально красив, но в проекции абсолютно плосок и прям. Впрочем, несомненно, есть в нем отступление от плоскости — это арки мостов, а нарушение прямизны — в причудливых изгибах рек и многочисленных каналов. Как нам всем известно, Петербург был построен на пустом месте, среди болот. А эта напряженная искусственность давит постоянно. Находясь в этом городе, можно восхищаться архитектурными красотами города и одновременно чувствовать себя в нем одиноким.

Это и происходит с героями романов Достоевского. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши», — пишет Достоевский в своем романе «Преступление и наказание- », проводя параллель между исступленными мыслями Раскольникова и «черепашьей скорлупой» его каморки. Его небольшая комната является своеобразным символом громадного, но невыносимо душного города. Читая роман, мы понимаем, что только в духоте узких улочек Петербурга, в тесноте его ужасных квартир может развернуться драма, описанная на страницах произведения. Драма униженных и оскорбленных, жестокий и страшный поединок смерти и жизни, старости и молодости, совестливости и преступности и т. п.

Всю описанную картину притеснений физических и моральных, нравственной подавленности людей, которые не живут, а «ютятся на аршине пространства», дополняет чувство духовного одиночества человека в огромном городе. Люди, живущие в Петербурге Достоевского, никого не любят, они относятся с недоверием и подозрением друг к другу, а объединяет их только злорадство да любопытство к несчастьям ближнего. Подтверждает это эпизод, когда под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей кабака Мармеладов рассказывает страшную и удручающую историю своей жизни.

В романе «Преступление и наказание» представлен образ Петербурга, мертвого, холодного и равнодушного к судьбе маленького человека: «необычным холодом» веет на Раскольникова от этой великолепной панорамы, духом немым и глухим полна для него эта картина.
Комнаты в петербургских домах Достоевский сравнивает с гробами, ведь в них не только задумываются, но и совершаются убийства.

Перекресток — это символ креста. Площадь — место, которое символизирует раскаяние. Находясь в своей комнате, Раскольников абсолютно уверен в том, что сможет совершить убийство, но, выйдя на улицу, считает свои рассуждения смешными.
Если для Достоевского Петербург— это холодный исполин, огромная бездна, мрачный город доходных домов, дворов-колодцев, черных лестниц, грязных углов, город — соучастник преступления Раскольникова, то Гоголь увидел его другим.


 
Значительную часть своей жизни Н. В. Гоголь провел в Петербурге, что нашло свое отражение в его произведениях, в том числе в цикле «Петербургские повести». И везде этот город полон таинственности и волшебства. Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. Грубое унижение человека, атмосфера полицейского произвола — все это, по словам Гоголя, превращало Петербург, город всесильной бюрократии и бездушных чиновников, в гранитную казарму. Люди, нравы, обычаи — на всем лежит отпечаток особой атмосферы Петербурга — города, в котором человеческие отношения искажены, в котором все показное, фальшивое, торжествует пошлость и гибнут талант и вдохновение. Вот эти личные впечатления Гоголя легли в основу всего цикла «Петербургские повести». Невский проспект — первая повесть цикла. Начинается она прославлением всеобщей коммуникации Петербурга. Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере для Петербурга он составляет все. Чем только не блещет эта улица — красавица нашей столицы. Но улица как раз и отсутствует в описании Гоголя. Невский проспект привлекает его как место, где собраны люди, принадлежащие к различным социальным кругам. На Невском ежедневно происходит главная выставка всех лучших произведений человека. Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой — греческий прекрасный нос, третий «несет» превосходные бакенбарды. В этой пестрой толпе все призрачно, все ложно, обманчиво и продажно. Здесь нет подлинной жизни, настоящей красоты. Вот герой повести «Нос» майор Ковалев с ужасом заметил, что у него вместо носа совершенно гладкое место. Как жить без носа в Петербурге, где достоинство человека определяется именно внешним видом?! «Шинель» с описанием Петербурга созвучна произведениям Достоевского, там тоже идет сравнение улиц, где живут богатые и бедные люди. Это город, в котором маленькие люди растворяются в многолюдной толпе. В нем параллельно существуют улицы, где и ночью светло, как днем, где живут генералы и иже с ними, и улицы, на которые помои выливают прямо из окон, на которых обитают башмачники и другие ремесленники. Гоголь видел Петербург с разных сторон: в одних произведениях это величественный и красивый город, в других — трущобы, мрачное описание которых поражает воображение читателя. Два величайших писателя изобразили Петербург в своем творчестве по-разному, их отношение к городу неодинаково, но именно с помощью их произведений мы можем представить Петербург с разных сторон — как с темной, так и со светлой.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Образ Петербурга в произведениях Н В Гоголя и Ф М Достоевского. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения по нескольким произведениям > Образ Петербурга в произведениях Н В Гоголя и Ф М Достоевского
Сочинения по нескольким произведениям

Сочинения по нескольким произведениям


Сочинение на тему Образ Петербурга в произведениях Н В Гоголя и Ф М Достоевского, Сочинения по нескольким произведениям