А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Русское воинство в одах (на примере оды М В Ломоносова «Ода блаженныя памяти государыне императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года» и оды Г Р Державина «На взятие Измамла») - сочинение



В русской литературе XVIII в. ода была ведущим жанром, который перешёл в европейскую поэзию из античной. Победно-патриотическая ода, которую принято называть «Одой на взятие Хотина», знаменует начало поэтической деятельности Михаила Васильевича Ломоносова. Это поэтическое произведение было написано в 1739 г. после турецкой кампании и взятия крепости Хотин.
В 1736—1739 гг. Россия вела войну с Турцией и Крымом. На турецком фронте Миних взял Очаков, разбил турок у Ставучан (близ Хотина) и занял Яссы, столицу Молдавии. Гарнизон крепости Хотин вместе с её начальником Колчак-пашою был взят в плен. Победа, одержанная русскими войсками над турками, позволила России закрепить свое положение. Европа была псщ впечатлением от этой победы русских. Однако мир, заключённый в 1739 г. в Белграде, не соответствовал успеху русского оружия.

Ведущее настроение оды — восторг, вызванный победой русских войск, восхищение силой и патриотизмом воинов. Картины сражения нарисованы поэтом с использованием гипербол, развёрнутых сравнений, метафор и олицетворений, помогающих поэту передать напряжённость батальных сцен. Подлинным героем, от которого зависит исход событий, является в произведении русский солдат, «росс», как называет его автор. О подвиге этого безымянного героя Ломоносов пишет с восхищением: Крепит отечества любовь Сынов российских дух и руку: Желает всяк пролить всю кровь, От грозного бодрится звуку. 
Именно патриотизм русских считает поэт отличительной национальной чертой, подчёркивает «избранность» народа («на труд избранный наш народ») и его счастливую воинскую судьбу: Но чтоб орлов сдержать полёт. Таких препон на свете нет.
Сравнение русского воинства с орлом (орлами), парящим над Хотином, не случайно. Орёл — государственный символ России, и «россы» в оде Ломоносова олицетворяют всю Россию (тогда как луна и земля символизируют побеждённый магометанский мир). Для того чтобы показать непобедимость русских войск, Ломоносов использует гиперболы:
Им воды, лес, бугры, стремнины, Глухие стены — равен путь. Где только ветры могут дуть, Доступят там полки орлины. Пускай земля, как понт трясёт, Пускай везде громады стонут, Премрачный дым покроет свет, В крови Молдавски горы тонут, — Но нам не может то вредить: О россы, вас сам рок покрыть Желает для счастливой Анны!

Возвышенный, напряжённый тон повествования подчёркивает обращение «О, россы», а традиции побед русского оружия подтверждаются используемыми Ломоносовым историческими параллелями: над русским воинством появляются тени «героев» — Петра I и Ивана Грозного. Они в своё время одержали победы над магометанами: Пётр — над турками под Азовом, Грозный — над татарами под Каза- нью. Победы над врагами укрепляют авторитет России, её силу — об этом говори один из «героев»: Не тщётен подвиг мой и твой, Чтоб россов целый свет страшился.
Взятие Хотина отвечает государственным интересам, так как «свет во всех своих концах Исполнен храбрых россов славой». По мнению поэта, память о подвиге солдат сохраняется в народе, который после изтания «заднестрского татя» стал жить в покое, беспрепятственно торговать, возделывать поля, пасти скот. Народ складывает «песню новую»:

 
Солдатску храбрость хвалит в ней И жизни часть блажит своей, И вечно тишины желает... Таким образом, в победно-патриотической «Оде на взятие Хотина» Ломоносов создаёт обобщённый образ победителя — русского воинства. Поэт прославляет мужество и патриотизм «россов», и его слова, посвящённые солдатам, более искренны и возвышенны, чем те, которые посвящены Анне Иоанновне. Традиции Ломоносова — одописца воспринял Г. Р. Державин. Вторая половина XVIII в. ознаменовалась для России рядом знаменательных событий — военными победами. В этот славный для отечества период, Г. Р. Державин создает свои знаменательные оды, посвященные этим событиям: «Осень во время осады Очакова», «На победы в Италии», «На взятие Измаила» и т. д. Наиболее интересна в этом плане ода «На взятие Измаила». Поэт уделяет много внимания описанию боя, используя различные приемы. Надо отметить, что его оды повторяют произведения Ломоносова. В оде Державина можно выделить два основных образа: образ полководца и образ русского войска. Само описание битвы подобно описанию конца света. Ода «На взятие Измаила» имела большой успех, сама императрица отметила ее, наградив Державина. Однако если в ломоносовской оде «рок» покровительствовал русским войскам, то у Державина «россы» «собой пренебрегают, роком», то есть верят в свои силы, и не теряют присутствие духа ни при каких обстОятельствах: Марс видит часто с изумленьем, Что и в бедах твой весел зрак... Полководец — «вождь» — верит в своих воинов и воодушевляет их: Вождь рек: «Се стены Измаила! Да сокрушит твоя их сила!..» Державин не раз подчёркивает единодушие солдат и полководца, питаемых «славой, верностью и верой»: Какая в войсках храбрость рьяна! Какой великий дух в вождях! В одних душа рассудком льдяна; У тех пылает огнь в сердцах. Русское войско представлено в обобщённом образе Росса, имеющего черты богатыря. Россы так же, как у Ломоносова, истинные герои битвы, их мощь и несокрушимость подчёркнуты сравнением с внешними водами, срывающими плотину:К твердыням россы так текут. Образная система оды насыщена мифологическими именами, аллегориями, однако примечательно в характеристике воинства фольклорное сравнение /«На подвиг твой вождя велением// Ты идёшь, как жених на брак»/, оно показывает исключительность, святость дня сражения. Победа русских изображается как закономерный итог их настроя, силы, взаимного доверия солдат и вождя, а «последний день природы», когда «вшёл в Измаил росс», является днём крушения магометанского мира.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Русское воинство в одах (на примере оды М В Ломоносова «Ода блаженныя памяти государыне императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года» и оды Г Р Державина «На взятие Измамла»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения по нескольким произведениям > Русское воинство в одах (на примере оды М В Ломоносова «Ода блаженныя памяти государыне императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года» и оды Г Р Державина «На взятие Измамла»)
Сочинения по нескольким произведениям

Сочинения по нескольким произведениям


Сочинение на тему Русское воинство в одах (на примере оды М В Ломоносова «Ода блаженныя памяти государыне императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года» и оды Г Р Державина «На взятие Измамла»), Сочинения по нескольким произведениям