А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Хлеб людям - сочинение

Пахнет хлеб и солнцем, и землёй,
И слезой, и ветром, и грозой.
Сколько в нём заботы и труда,
Сколько людям он несёт добра. 
 (В. Штурмин)
Хлеб – людям… Что скрывается за знаком «тире»  в этом предложении? Хлеб - дар, посланный людям? Хлеб – награда? Спасение? Радость?
Без сомнения, все значения этих слов определяют наше отношение к хлебу. Мы встречаемся с ним каждый день. Утром садимся за стол, на котором обязательно должен быть ломоть душистого  хлеба, а вечером, возвращаясь после тяжелого трудового дня, заходим в магазин и покупаем булочки, пряники, бисквиты, пиццу…  Но прежде всего – хлеб, потому что нельзя представить себе без него наш дом. 
                                                             Воистину: не углами                    Изба и теперь красна,
А хлебом да пирогами,                                   Как в давние времена. 
              	 (С. Викулов. «Хлеб»)        
         Мы так привыкли к этому простому и обычному, на первый взгляд продукту, что уже и не вспоминаем о том, какую важную роль  он играет в жизни человека: «Без хлеба святого все приестся». 
       	Хлеб для нас – олицетворение родины, России. А ведь пришел он к нам из Древней Греции, где выпекали его в специальных глиняных формах-горшках «клибанос». Оттуда   в старонемецком языке появилось «хлайб», а уж из него родились и наше родное, русское слово  «хлеб», и украинское «хлиб». 
Эта удивительная история слова лишний раз свидетельствует о том, что хлеб на страже мира и  объединяет все народы, живущие на нашей планете. Отношение к хлебу везде одинаково: 
		Нас всех объединяет слово «хлеб» -
		Не знаю выше, благородней слова.
		Он жизни смысл – всему основа, - 
написала в своих стихах Роза Паранук. И это так!
В Древней Индии были уверены, что судьба человека, не употребляющего в пищу хлеб, будет несчастной. Там даже преступников карали тем, что запрещали есть хлеб в течение определенного времени. И древние греки считали, что человек, принимающий пищу без хлеба, будет обязательно наказан Богами. 
Французский король Людовик IY ко всем своим титулам прибавил самый важный – «Король хлеба». И никто не посмеет возразить, что хлеб является символом достатка и защищенности.
В Швейцарии существует легенда о том, что Святой Галлус кормил хлебом голодного медведя, а тот в знак благодарности помог ему построить бревенчатую хижину, где позже возник самый большой в Швейцарии монастырь – Санкт-Галлинский.
Для древних славян, наших пращуров, хлеб тоже всегда был священным даром Богов. 
   Хлеб в России пекли с куполами, 
  Чтоб хватило, как неба, на всех
  За широкими в доме столами
  Крошку бросить считали за грех.
  И хлеб-соль – это русский обычай, 
 Словно символ людской доброты.
Для нас, для русских, хлеб - больше, чем еда. Хлеб - наша совесть («Бог на стене, хлеб на столе»). Им встречают гостей, приветствуют молодоженов. Его подают уставшему путнику («Никогда не отказывай бедному и нищему в куске хлеба, это грех»).  Им делятся с другом в трудную минуту. За него бьются с врагом. Его именем, как именем матери, клянутся: «Чтоб мне хлеба не видать».
Труден и потому бесценен был хлеб во все времена. Случались неурожайные годы. Так в ХIХ веке из ста лет сорок  были неурожайными. Наверное, поэтому у русского народа появились пословица «Цена хлеба – жизнь». О том же говорится в сказках. Что дороже: золотой слиток или ломоть хлеба? Поживешь дней десять без хлеба – узнаешь ответ на этот вопрос. В одной из русских народных сказок умер жадный и глупый барин от того, что захотел, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось в золото. А разве золотом сыт будешь? 
Вот и великий реформатор Петр I это прекрасно понимал. Для верных слуг своих, стрельцов и сокольничих, он ввел специальным указом хлебное жалованье, защищавшее их от всяческих неприятностей: будь то неурожай, пожар, война…
			Был хлеб белее белых дней, 
И слезы были соли солоней.
Это уже о блокадном Ленинграде. 125 граммов хлеба (размером со спичечный коробок, на весь день!) спасали тысячи жизней.


 
А в это время сотрудники Всесоюзного института растениеводства, знаменитого ВИРа, основанного Н.И.Вавиловым, четырнадцать ослабевших от голода человек, не уходили со своего поста, охраняя от мороза и сырости, зажигательных бомб и крыс тысячи образцов семян зерновых культур. От голода погиб Дмитрий Сергеевич Иванов. А в его рабочем кабинете остались тысячи пакетиков с зерном. Александр Гаврилович Щукин, умирая от голода, готовил ещё один экземпляр коллекции, надеясь переправить её самолётом на Большую землю. Из 14 сотрудников в живых остались только пятеро. Они верили в победу. Они знали, что стране после войны будут нужны коллекции, которые они спасали, жертвуя собственной жизнью. Хлеб – это судьба народа! Хлеб – это судьба страны! (С.Викулов. «Хлеб») Хотя хлеб из коллекционного зерна мог спасти тысячу жизней, ленинградцы понимали, что учёные хранят хлеб будущего. Война кончилась, и на основе спасённой коллекции были созданы лучшие послевоенные сорта пшеницы. Значит, хлеб не только день сегодняшний, это наше будущее. Хлеб – наше настоящее, наше славное прошлое. Вся сила Русской земли, накопленная им на бескрайних полях, приумноженная родниковой водой, рождала и рождает не только былинных богатырей, но и героев дня сегодняшнего. «Хлеб – батюшка, вода – матушка», «Хлеб да вода – мужицкая еда» или «Хлеб да вода – богатырская еда», «Хлеб сердце человеку укрепит». Так и хочется добавить, перефразировав «Слово о полку Игореве», и «разум поострит». Не переведутся богатыри на земле русской! Спасибо тебе, батюшка-хлебушко! В детстве я любила бывать на кухне, когда мама затевала пироги. Мне нравилось трогать руками подходящее тёплое, нежное, дышащее, живое тесто. Да, живое! Не случайно же раньше хлеб называли житом. Это от древнего «жити» (жить). А еще с незапамятных времен для обозначения хлеба древние люди использовали тот же символ, что для солнца и золота – круг с точкой посередине. Кругом о злате и о хлебе Народы шумные кричат… Да только не все понимают, что хлеб не имеет цены. Хлеб – судьба человека. Наверное, отсюда и повелось определять свою жизнь по хлебу, видя в нем какую-то магическую силу. И по сказочным дорожкам покатился Колобок – румяный бок, а героям немецкой сказки крошки хлеба спасли жизнь, указывая дорогу домой. Выходит: «Хлеб в пути не в тягость», а в радость. Отправляясь в дальнюю дорогу, за помощью да за советом обращались к хлебу, по хлебу и гадали, судьбу узнавали. Вот пример такого гадания. В миску с водой кладут столько небольших кусочков хлеба, сколько человек живёт в семье. Только они разных размеров. Например, кусочки родителей больше, чем детей, а мужа - больше чем жены. У детей они тоже больше у того, кто старше. Так делается, чтобы потом отличить один от другого. Их перемешивают в миске со словами: “Кружись, хлеб да вода, здесь вся моя семья. Если будет беда, разлучи хлеб, вода”. А утром смотрят, что вышло. Если все кусочки вместе - всё будет хорошо. А вот если чей-то кусочек отплыл в сторону, значит тот, кого он символизирует, умрёт или уедет. Даже сейчас было бы неприятно получить подобное предзнаменование несчастья. А в те времена, когда к гаданьям относились серьёзно, подобный результат и вовсе приравнивался к приговору. Существует множество древних поверий, связанных с хлебом и тестом. Вот некоторые из них. Возвращаясь домой с похорон, наши предки старались первым делом заглянуть в квашню с тестом, чтобы священная сила Жизни изгнала Смерть за порог. На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту, чтобы новая семья жила весело, богато, дружно и многодетно. Вынимая хлеб из печи, примечали, в какую сторону наклонились макушечки ковриг: если вовнутрь печи – к прибытку в доме, наружу – к разорению и беде. На свадьбах перемешивали хлеб, испечённый в доме невесты, с хлебом, испечённым в доме жениха: быть двум семьям отныне “хлебами из одной печи”… У русских перевернутый коркой вниз хлеб приведет к неудаче. У скандинавов верили: если юноша и девушка откусят от одной буханки, они должны влюбиться друг в друга. Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать ее ногами. Не из-за скупости подбирались все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к нелегкому труду хлеборобов. «Хочешь есть калачи – не сиди на печи», - наставляет русская пословица. А о честно работающем человеке мы говорим: «Он ест свой хлеб». Лентяя же называем нахлебником. Вот и выходит, что хлеб – мерило совести и трудолюбия: «Не будет хлеба – не будет и обеда», «Хлеба ни куска, так и в доме тоска», «Худ обед, когда хлеба нет», «Перебиваться с хлеба на квас». Но ведь прежде, чем хлеб попадает к нам на стол, он проходит долгий, нелёгкий путь. А начинается этот путь с маленького зёрнышка, которое тёплыми человеческими руками с большой любовью, трепетом и надеждой на будущий урожай укладывается в землю. Выращивание хлеба всегда неразрывно связано с тяжёлой работой простого человека – хлебороба, чей образ воплощен в любимом былинном богатыре Микуле Селяниновиче. Свою любовь и благодарность хлебу русский народ отразил в пословицах и поговорках: «Хлеб всему голова», «Хлебушко – калачу дедушка», «Без хлеба нет и песни». Кстати, а вы когда-нибудь пытались посчитать, сколько имен у хлеба? Нет? Раньше я тоже об этом не задумывалась, а вот теперь могу вас удивить. Давайте вместе попробуем сосчитать. Корж, коврига, пирог, ситник, булка, буханка, сайка, крендель, калач, медовый хлеб – пряник, просфора, каравай, бублик, кекс, хала (еврейское), ватрушка, кулич, вафли, печенье, лепешка гиджа (узбекское), баурсаки (казахское), трахтинули, медауры, нутвиани (грузинское), чурек (азербайджанское), лаваш (армянское), пицца (итальянское). И это только начало огромного списка. В каждом из этих «имен» скрывается своя история. Булка – от польского bulka, bula – большой круглый хлеб. Калач – славянского происхождения, от «коло» (колесо).Сайка – из эстонского sai (белый хлеб) - булка из специального теста. Каравай – от русского «корова». Язычники в необходимых случаях приносили в жертву животных, в частности коров и быков. Однако бывало и так, что требовалось умилостивить Богов, а жизнь не позволяла расстаться с коровой-кормилицей. Вот тогда и лепили из теста изображение коровы, а позже – хлеб, увенчанный рожками, “коровай”. К нам это слово пришло уже в несколько измененном виде – «каравай». Батон - слово, пришедшее из французского языка и дословно обозначает «палка, жезл». Но как бы его ни назвали, «Хлеб везде хорош – и у нас и за морем». Без хлеба нет праздника: «Нет хлеба, нет и песни». Трудно не согласиться с многовековой мудростью русского народа. Русское поле, колосящаяся рожь с голубыми глазками васильков не раз воспеты в стихах, поэмах, гимнах, песнях. Так в творчестве Сергея Есенина образ хлеба, русского хлеба проходит красной нитью. А сколько задорных частушек сложил народ! Не отстают и художники. В 2008 году хлеб вдохновил 78 художников, выставивших полотна на Калининградский вернисаж. Все работы были посвящены хлебу! За ужином ли, за чаем Мы хлеб, не спеша, жуём, Жуём – и не замечаем – Не ценим: добро живём! (С. Викулов. “Хлеб”) Нам всем нужно заново учиться уважать хлеб, беречь труд простого сельского человека. Надо просто действовать. И тогда теплее и добрее станет наш мир, потому что мы будем знать, что нас всех объединяет – краюшка хлеба, связывающая нас с прошлым и прокладывающая дорогу в будущее, дарующая нам радость и утешение, наделяющая силой, мудростью и талантами.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Хлеб людям. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения по русскому языку

Сочинения по русскому языку


Сочинение на тему Хлеб людям, Сочинения по русскому языку