А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Гоголь как писатель романтик в национальном контексте - сочинение


Гоголь чуть не наиболее загадочная фигура в нашей национальной истории и  в мировом литературном контексте вообще. И одна из наиболее глубинных в своей сакральной непостижимости таланта, творчества, в котором заложено какой-либо особый код для осознания роли православной цивилизации в вековых чашах Добра и Зла, для осмысления трагических страниц прошлого, современного, апокалипсических  грядущих возрастов. Гоголь - и один из наиболее религиозных писателей Украины, России, мира, мистический романтик и реалист, который самобытно выделяется православно-христианскими и национальными ориентирами среди многих других мастеров магического письма: Гофмана, Е.По, Г.Булгакова, Гарсиа Маркеса, многочисленных предрасположенных к инфантилизму представителей декадентской эпохи, да и современной неодекадентской эпохи.

Беспредметными есть на сегодня и такие бессмысленные “национал-патриотические” споры о том, кому принадлежит Гоголь и чему он, украинец с деда прадеда, писал вдруг на русском языке, подвергнувшись,  и вследствие этого - потере национального “я”.

И ссылаются при этом на западника и приверженца демократических свобод Белинского (”неистового Виссариона”), который призвал малороссийское писательство брать пример из большого Гоголя. А позднее в своем знаменитом “Письме”, которое вдохнуло в перекройку мира революционное бесовство, тот же “неистовый” В.Белинский будет ставить в укор Гоголю за его религиозное, а не революционное мировосприятие…

Неопровержимой на сегодняшний день после десятилетних революционно-патриотических так и упоминается знаменитая фраза классика:

 ”Патриотизм - последнее прибежище негодяев” перепалок  большого украинца Гоголя есть одно: он принадлежит двум культурам - украинской и русской, братским культурам, которые  преступно противопоставлять, поскольку они никогда не  исключали один другого, а гармонично дополняли (почему-то забывается фраза большого И.Франка) который был удостоенный степени доктора русской словесности: “Мы выведывали холопскую беду из русских книжек”. Да и наконец, Г.Гоголь, который за художественным мышлением и в русском писательстве остается украинцем (как, кстати, англоязычные шотландец Р.Бернс, ирландец Б.Шоу, в русской прозе киргиз Ч.Айтматов и т.д. остаются в творчестве носителями собственных национальных мировоззренческих ориентаций), есть одной из фигур на скрижалях мирового писательства. И не следует вносить конъюнктурных коррективов в историю: она не любит насильнического вмешательства и мстит за это не раз…

Лучше об этом, как написал в стихе “Тайна Гоголя” современный русский поэт Юрий Кузнецов, не скажешь: Был ли Гоголь?  Была ли Россия?  Тихий Миргород? Сон наяву? Позовите большого  Вия!  Словно вихорь размел трын - траву. Темный топот все ближе и ближе, Замер Вей в святого креста. Подымите, мнет веки: не вижу! - Вот вон! - рявкнул… Могила пустая. В этой метафоре трагедия целой разрушенной цивилизации со сплюндрованым либерал-демократичным сатанизмом, но неуничтоженными святынями, над которыми не властные силы тьмы.

Большой Гоголь появился в литературе тогда, когда казацкая Украина проявлялась в своей героике и национальном колорите из “Истории Русев” и “Энеиды” И.Котляревского, когда об украинском быту, социальных, моральные отношения из жизни крестьянства, чиновничества, малоросусского дворянства писал Григорий Квитка Основяненко, когда фольклорные казны питали творчество многих поэтов романтиков украинского и русского писательства, когда активизировались разведки из национальной истории и фольклора такими непересекающимися исследователями, как И.Срезневский, Г.Максимович, Г.Костомаров, когда организовывалась новая украинская литература, когда незаурядный интерес к украинской тематике проявили не только русские К.Рылеев, О.Пушкина или Ф.Глинка, а и европейские классики (Байрон, В.Гюго, Ю.Словацкий и т.п.).

 
Николай Васильевич Гоголь, который родился 20 марта 1809 года в с. Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье мелкого украинского помещика, походит из давнего казацкого рода Яновских. Дед писателя по родительской линии Афанасий Демянович первым прибавил фамилию Гоголь (название водоплавающей птицу) к предыдущему, чтобы получить дворянское звание, поскольку его прапрадедом был могилевский полковник Андрей Гоголь: все потомки казацкой старшины, как правило, получали дворянский статус. Будущий писатель был единым из пяти мальчиков семьи (в ней было девять детей), кто выжил (трудная наследственная болезнь отца Василия Гоголя давала трагические следствия): говорят, что иметь перед чудотворной иконой святого Николая его ревностно вымолила. В имении родителей в селе Василивка проходили детские года будущего литературного классика. Василивка находилась рядом с известным Диканькой, овеянным мистицизмом, разными поверьями, легендами и пересказами. Именно Диканька, где, говорят, показывали рубашку коварно вбитого Кочубея и где якобы возле старинного дуба проходили свидание старика гетмана Мазепы со своей юной крестницей Мотрей Кочубеивной где, по пересказам, жили прототипы мистических произведений, будет фигурировать в знаменитых повестях “Вечера на хуторе возле Диканьки”. А возле села Кубинцы, в имении далекого родственника Гоголев, существовал культурный центр с большой библиотекой, домашним театром, для которого Василий Гоголь, отец писателя, и писал комедии (к нам дошел лишь водевиль “Простак”). Говорят, что юный Николай Гоголь оставил о себе замечательную театральную память, неповторимо сыграв роль “госпожи Простаковой” в пьесе Д.Фонвизина “Недоросль”. Именно в родных местах, а потом в гимназии высших наук в Нежине (кстати, учился вместе с украинским поэтом романтиком, приятелем Тараса Шевченко Виктором Забилым формировался художественно интеллектуальный ориентир мастера, его интерес национальной историей, народным творчеством, этнографией. Петербург, куда после окончания гимназии в 1828 году поехал молодой Гоголь, разочаровывал пасмурностью, бюрократизмом, казенной жестокостью, несовместимости мечты с реальной действительностью. Устроившись на работу в департаменте публичных сооружений, работая канцеляристом, Гоголь ощутил сразу, где “служба государственная”, которая, однако, обогащала его художественное воображение богатым материалом для развенчивания в будущих произведениях державночиновничной машины, бюрократического аппарата, для создания оригинального и неповторимого социального типажа. Важную роль для становления писателя сыграло знакомство из земляком украинцем Орестом Сомовым, который сам писал рассказ на украинские темы и, став редактором “Литературной газеты”, делал авансы Николая Гоголя расширять украинскую тематику (именно Сомов положительно откликался на напечатанный в “Отечественных записках” первый образец прозы из украинской жизни “Басаврюк, или Вечер накануне Йвана Купала”). Осенью 1831 года О.Сомов писал о молодом писателе Михаилу Максимовичу: “Я познакомил бы вас… с одним очень интересным земляком - Пасечником Рыжим Паньком, который опубликовал “Вечера на хуторе”, то есть с Гоголемяновским… Он человек с первостепенным талантом и знает Малоросию как свои пять пальцев. Гоголь рвался в Украину, но четко сознавал, что вне столицы ему не сделать никакой карьеры - ни писательской, ни чиновничьей. Будучи автором ряда художественных произведений и статей (среди которых - не только раскритикованный “Ганц Кюхельгартен”, а и названный уже “Басаврюк…”, отрывки из исторического романа “Гетьман”, повести “Страшный кабан” и т.п.), Гоголь знакомится вместе с тем с известными русскими писателями В.А.Жуковским, П.Плетневым, О.Пушкиным. А в начале 1830 гг. (первая часть - в 1831, вторая - в 1832) выходят знаменитые “Вечера на хуторе близ Диканьки”, что удостоверили становление гегелевского гения, выводя раннее творчество молодого украинца на вершины европейского романтизма, утверждая несравненный художественный феномен русской тогдашней прозы с самобытно выраженным украинским колоритом, фольклорным богатством, мистической интерпретацией добра и зла. Именно в “Вечерах…” Гоголь отмежевывал свой художественный мир от примитивного украинофильства, которое носило лишь этнографический характер.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Гоголь как писатель романтик в национальном контексте. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения по украинской литературе > Гоголь как писатель романтик в национальном контексте
Сочинения по украинской литературе

Сочинения по украинской литературе


Сочинение на тему Гоголь как писатель романтик в национальном контексте, Сочинения по украинской литературе