А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Психология толпы на примере рассказа Винниченко «Солдатики!» - сочинение


Одним из вопросов, которые стоят перед исследователем массовой психологии, является вопрос о взаимоотношениях вождя и толпы. Если коллектив поддается «гипнотическому» внушению, резонно спрашивал З. Фрейд – то кто тот «гипнотизер», который навеивает? Ответ очевиден: вождь, вожак, лидер. Повесть В. Винниченко «Солдатики!» (в 1903 г.) интересна именно с точки зрения раскрытия психологии лидерства, взаимоотношения личности и массы. «Картина крестьянских мятежей» – такое заглавие дал ему автор, имея во внимании, что материалом для этого послужили эпизоды крестьянских бунтов 1902 года. Чем-то это произведение схоже с рассказом «Суд»: и там, и там – село, возбужденное прокламациями; нарастание недовольства и нетерпение простонародья, готового вот-вот сбросить с себя страх и пойти против господина, отобрать его добро себе.

Эмоциональный фон в «Солдатиках!» определяют тревога и нетерпеливое ожидание «чего-то». Чувство тревоги всегда связано с неясностью, неуверенностью, неизвестностью. Так и здесь: каждый понимает, что что-то должно произойти, но что?! Луч авторского внимания сосредоточивается на одном из крестьян – Явтухе. Именно ему суждено в ответственную минуту стать вожаком (лидером) и, в конечном итоге, когда придут призванные господином солдаты, погибнуть.

В. Винниченко усиливает эффект той метаморфозы, которая происходит с Явтухом, упоминанием о том, что это был крестьянин «которого мало даже и примечали в селе»; теперь же Явтух – « староста или старшина среди них». Но почему такое произошло? Благодаря каким своим чертам, в силу каких обстоятельств самый обычный человек выбился из общего ряда? Прежде всего, заметим, что в селе сложилась ситуация, которую с полным правом можно назвать нестандартной. Нарушено привычное, устоявшееся течение жизни. С того момента, когда чуть ли не круг каждого дома появились прокламации, люд заволновался, начал прислушиваться к слухам и сам творить их. Такого никогда не было: «вокруг встают мужики против господ и отбирают себе их землю».

Идет речь, следовательно, о самом сокровенном. О земле, о возможности зажить, наконец, по-человечески. В. Винниченко уже в первых сценах замечательно передает сельское многоголосие – искусство массовых сцен давалось ему с успехом. Крестьяне в «Солдатиках!» – это не совсем и недолговечная масса, о которой писал Г. Лебон. Она более ни менее организована. Во-первых, ее состав, в сущности, постоянный. Во-вторых, существуют традиции и обычаи, которые объединяют жителей одного села в определенное сообщество. В-третьих, внутри себя самой эта масса дифференцирована – здесь все знают всех, и каждая группа имеет свою «нишу».

И вот эта более ни менее организованная группа нуждается в вожаке. У них нет уже сельского старосты – появился неформальный лидер, и люди, быстро это почувствовали. В. Винниченко несколько раз на первых страницах рассказа повторяет одни и те же детали: у Явтуха твердый взгляд, ясные глаза, тихий, спокойный голос. Явтух все время среди людей, его твердо спокойный голос действует на них успокоительно. В нестандартных ситуациях лидером становится тот, кто знает, что нужно делать. За растерянным человеком не пойдут другие. Твердый взгляд Явтуха выражает его решительность и веру, ясные глаза – чистоту и открытость намерений. Все это вместе составляет основу того, что Г. Лебон называл личным престижем, то есть – загадочной, магической властью над людьми, которую могут иметь над ними другие люди, идеи или действия. Ведь это будто о Явтухе сказано: «Он (вождь) должен быть сам охваченный глубокой верой в идею, чтобы пробудить эту веру в массе; он должен иметь сильную импонирующую волю, которая перенимает от него безвольная масса». И дальше: «вожди становятся влиятельными благодаря тем идеям, к которым сами они относятся фанатично».


 
Явтух имеет ту волю, заряженную верой в правоту, праведность своих действий. Автор рассказа подготовил нас к восприятию крутого поворота в жизни героя. Явтух, прочитав прокламацию «очень задумался». Пораженный, он долго ходил по селу, молчал, прислушивался к людям «о чем-то думая» напряженно и сосредоточенно. Это тоже важный штрих: вожаком стал тот, у кого вызрели убеждения, кто глубже понял ситуацию, кто сумел увидеть ее в широком контексте событий. Весьма характерным является эпизод, когда по инициативе Явтуха собирается сельская сходка и сам он начинает (впервые в жизни!) говорить. Рефреном этой взволнованной речи является призыв «убить неправду». Сознательно или бессознательно Явтух (сам – человек верующий) апеллирует к христианскому сознанию односельчан. Просто и убедительно он доказывает, что, работая на господина, они сами творят неправду, грех, потому что нарушают заповедь: «В поте лица ешь хлеб». Явтух, следовательно, предлагает отобрать у господина то, что им самим не заработано, и тем самым освободить себя от непроизвольного греха, неправды, несправедливости. Крестьяне слушают «как зачарованные», ведь, кроме всего, им говорят то, что они хотят слышать. В словах Явтуха они находят очень важное для них оправдание своих последующих действий: выходит, что отобрать барское добро – то Божье дело. Секрет успеха Явтуха как оратора, таким образом, нехитрый. Перед нами тот случай, когда, по Г. Лебону «масса попадает под действительно магическую власть слов, которые способны вызывать в массовой душе страшные бури или же те бури укрощены». Выступление Явтуха окончательно утверждает за ним роль вожака. Кульминацией же в повести является противостояние двух масс – крестьянской и солдатской (господин Партнер позвал для укрощения бунта войско). Вершина напряжения – словесный и моральный поединок двух лидеров, в одном случае неформального (Явтуха), а во втором – формального (офицера). Будут стрелять солдаты в людей или нет? Кого послушают они – незнакомого им крестьянина, который умоляет их не брать грех на душу и не поднимать руку «на своих же, на родителей, на братьев», или своего командира? Моральное преимущество – на стороне Явтуха и его односельчан. Дело еще и в том, что существует закономерность: масса становится более организованной, если она вступает во взаимоотношения с другими подобными, но и отличными в то же время, массовыми образованиями, слишком же – если она противодействует им. Уставные требования, закрепленные в привычке слушаться командира, в конечном итоге, разбиваются о простую правду, которой попрекает солдатские души Явтух. Стрелять в невинных, в своих – грех. Моральная сила крестьянского вожака, прежде всего, в его правоте. И еще в том, что он совсем не лукавит; он кладет на свои плечи страшную ношу ответственности за судьбу односельчан и честно несет ее вплоть до своего смертного конца (разъяренный офицер убивает Явтуха саблей, за что тут же расплачивается и собственной жизнью). Это еще одна особенность взаимоотношений лидера и массы: тот, кто ведет за собой других, перестает принадлежать себе. Напряжена сюжетная интрига, точно и колоритно изображены сцены массового действа, сложные психологические коллизии, – эти черты одного из первых рассказов В. Винниченко вообще являются приметными для его ранней новеллистики. Логика превращения ничем не примечательного, рядового человека в лидера будет интересовать прозаика и позже, – стоит вспомнить его блестящий рассказ «Талисман». Такую психологическую проблематику, ясное дело, подсказывала именно жизнь. Молодой Винниченко с его бурным общественным темпераментом всегда был там «где ветер дует», говоря словами П. Тычины. Его трудно представить в кабинетном сосредоточенным на самом себе – как кузнец выхватывает из огня раскаленный металл, так и В. Винниченко имел дело с горячими «кусочками жизни», взятыми из самого водоворота общественных событий. Заметим его любовь к парадоксам, к химерии жизни, к удивительным превращениям, за которыми, – безграничная загадочность человека.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Психология толпы на примере рассказа Винниченко «Солдатики!». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения по украинской литературе > Психология толпы на примере рассказа Винниченко «Солдатики!»
Сочинения по украинской литературе

Сочинения по украинской литературе


Сочинение на тему Психология толпы на примере рассказа Винниченко «Солдатики!», Сочинения по украинской литературе