А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Размышления над судьбой народа (по поэме И Франко «Моисей») - сочинение


Тема народа, его прошлого и будущего, исторического назначения и места, среди других народов — одна из ведущих в творчестве И.Франко. Особенно мощно прозвучала эта тема в поэме «Моисей», написанной поэтом в 1905 году, когда в России поднималась революционная волна. Франко надеялся, что революция наконец принесет освобождение и украинскому народу. Поэта особенно волновали взаимоотношения широких масс с теми политическими силами, которые могли бы возглавить их выступления. Для реализации остроактуальной общественно-политической проблемы Франко избрал библейскую историю о том, как ветхозаветный пророк Моисей вывел еврейский народ из египетской неволи. Поэма «Моисей» раскрывает глубокую веру поэта в неисчерпаемые силы народа, в то, что, невзирая на тяжелые скитания, украинский народ будет иметь счастливое будущее.

Жгучая боль пронимала сердце поэта, когда он думал об унизительном положении украинцев: Неужели тебе на таблицах железных Записано у соседей быть гноем, Тяглом в поездах их скоростных? Поэт обращается к угнетаемому народу, побаиваясь, что следующие поколения будут стесняться своих родителей. Он страдает от того, что века гнета вытравили у украинцев наилучшие национальные качества и привили «укрытую злобу, лживую покорность». Для воплощения своего замысла — показать путь родного народа к воле — Франко прибегает к библейскому сюжету о Моисее, легендарном пророке, который повел еврейский народ к земле обетованной. Чрезвычайно тяжелой была судьба Моисея, он должен был пробудить у угнетаемого народа влеченье к свободе, убедить его, что стремление к сытой, но бездуховной жизни не может быть путем к счастью: Кто получит все сокровища земли, Тот и сам станет их рабом, И сверх всех их полюбит, Сокровища духа потеряет. Народ почти потерял те «сокровища духа» и потерял веру в возможность найти обетованный край, а потому обвинил Моисея во всех бедах, не оценив его большого пожертвования, и в этом трагедия народа. Однако Моисей, понимая эту трагедию, терпеливо выслушивает преисполненные ненависти проклятия своих единоверцев, потому что верит в величие собственной миссии. Ведь нужно время, чтобы люди постепенно перебороли в себе психологию рабов. Судьба еврейского народа перекликается с судьбой украинцев, которые, имея прекрасную землю, не были на ней свободны. Иван Франко верит, что его Украина обязательно проснется и получит себе право на счастье:



 
Но придет время, и ты... Покатишь Черным морем гомон воли И глянешь, как хозяин домовитый По своему дому и по своей воле. Как и все произведения Франко, поэма спроектирована в современную автору украинскую действительность. В этом с яркой очевидностью убеждает пролог к произведению, непосредственно обращенный к родному «замученному, разбитому» народу. Целый ливень риторических вопросов выражает и боль, и стыд поэта, и все же надежду, на моральное оздоровление народа. Действительно, не могут навеки исчезнуть жертвенность тысяч борцов, которые приносили в жертву люду «душа и тело». Не могла зря пролиться их кровь за свободу Отчизны. «Сила и мягкость, острота и мощь и все, чем может вверх дух подняться», продолжают жить в нашем слове. Нет, не сгинет и замечательная украинская песня, в которой «льется тоска и смех звонкий, и жалость любви, и утехи, светлая полоса». Поэт выражает уверенность в возрождении национального сознания и достоинства порабощенного, но не покоренного великого европейского народа. Франко верит в светлое будущее народа. Счастливая будущность ассоциируется у поэта с кругом «вольных народов», где засияют и украинцы, где наш люд будет «хозяином домовитым» и в своей усадьбе, и на своей ниве. «Твоим будущим душу я тревожу» — слова великого каменщика, которые стоит запомнить каждому украинцу, если он осознает себя настоящим гражданином, и понять простую истину: счастливое будущее нашей страны — это и его личное дело. В поэме Франко раскрывает нам глаза на нас самих: мы идем к пределам обетованной земли, ссоримся и спорим — идти вперед или вернуться назад, так как слишком нелегка эта дорога. Но идти ею стоит, хотя и встречаются препятствия на пути.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Размышления над судьбой народа (по поэме И Франко «Моисей»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения по украинской литературе > Размышления над судьбой народа (по поэме И Франко «Моисей»)
Сочинения по украинской литературе

Сочинения по украинской литературе


Сочинение на тему Размышления над судьбой народа (по поэме И Франко «Моисей»), Сочинения по украинской литературе