А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Родство стихотворения «Вышивает девушка » с «Двумя цветами» - сочинение


Д. Павличко в построении сюжета идет по принципу образотворения, характерным для народной песенности:

Два цвета мои, два цвета —

Красное — то любовь, а черное — то печаль.

Родство стихотворения «Вышивает девушка...» с «Двумя цветами» могла быть результатом непосредственного влияния или общего источника. Однако ни первое, ни второе не снижает оригинальность произведения Д. Павличка.

Следовательно, красное и черное вышивание выступает в произведении П. Тычини как один из равнозначных компонентов общего замысла, движения идеи, — постижение сложности, драматизма человеческой жизни и человеческого познания. Герой Д. Павличка уже понял переплетения «двух цветов» материнской вышивки — любви и печали на собственном опыте:

Меня водила в безвестности жизнь

Но я возвращался на свои пороги

Переплелись, как мамино шитье



 
Мои грустные и радостные дороги. Мотив вышитой матерью рубашки красным и черным вплетается в мотив дороги. Дорога выступает здесь как модификация осуществленного, один из ее образных, можно сказать, символизированных проявлений. В поэзии, особенно двадцатого века, — это один из самых распространенных мотивов. «Два цвета» типологически прилегают к этому магистральному мотиву большой дороги жизни, хоть автор не подчеркивает метафоричность самого образа путешествия. Стабильная нацеленность в трансцедентное не свойственна Д. Павличко, проекция на сферу универсального проходит глубоким подтекстом, скорее угадывается, чем сознательно акцентируется, поэт подчеркивает всю привлекательность земных дорог, радости, и грусти жизни, потому что это, собственно, и составляет высший смысл человеческого бытия, его большую целесообразность. В этом плане «Два цвета» родственны скорее с известной песней «Ружей» А. Малишка. Здесь мотив дороги, в которую провожала мать сына, и мотив вышитого полотенца как доли —вот, две акцентированные образные детали: «детство, и разлука, и верная любовь». Правда, А. Малишко не выражает эти понятия через язык символов, как это впоследствии сделал Д. Павличко, но эта символика имелась в виду как что-то само собой понятное. Сам поэт по этому поводу писал: «Так оно в песне зацвело, как сложилось. В осенние темные ночи то полотенце попалось мне на глаза, в красно-черном цвете, земли и пожара, тоски и победы». Как видим, стихотворение Д. Павличка «Два цвета», которое стал популярной песней, вводит нас в круг распространенных мотивов поэзии, опосредований и типологического родства, которые включают произведение в круг сложной жизненной и философской проблематики. Но невзирая на все это «Два цвета» содержат в себе ту первозданную свежесть откровения, первобытность, которая не может быть повторением и не может быть повторенной, ту целостность художественной структуры, которая отмечается единством содержания и формы, проблематики, поэтики, впечатления и выражения. Произведение волнует, трогает до глубины души, и это есть самым убедительным свидетелем неповторимости поэтического таланта, его глубины и силы. Поэт рассказывает о собственной жизненной дороге, собственной жизни, вишитой матерью на куске полотна, а читатель узнает во всем этом свои дороги, радости и боли. Стихотворение «Два цвета» и без музыки есть ярким оригинальным художественным произведением, музыка только открыла его потенциальный заряд, сделала тайное реальным. Жанровые видоизменения в произведениях Д. Павличка действительно были вызваны требованиями содержания, которое искало соответствия формообразующих элементов. Но норма отклонений тоже имеет свои пределы. Этот консерватизм не внешний, каждый автор сам чувствует допустимость отклонений и время от времени опять возвращается к исходной точке. Характер жанра и его видоизменений в значительной мере зависит от конкретного художественного замысла, а также от общей художественной атмосферы определенного периода развития литературы. 60-ые годы, когда писалась подавляющая часть «Белых сонетов», были обозначены интенсивными поисками новых форм и способов художественного выражения, которое обусловило элемент деструкции традиционных жанров, появление жанров-гибридов. Эта общая тенденция и повлияла на обновление сонета в творчестве Д. Павличка. Тяготение к традициям, которое дало себя почувствовать уже в конце 60-х и в течение 70-х годов, способствовало и стабилизации жанров. Конечно, общая картина развития поэзии более сложна и не укладывается полностью в четкие рамки очерченной схемы, но в определяющих своих моментах она имеет именно такое очерчивание.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Родство стихотворения «Вышивает девушка » с «Двумя цветами». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения по украинской литературе > Родство стихотворения «Вышивает девушка » с «Двумя цветами»
Сочинения по украинской литературе

Сочинения по украинской литературе


Сочинение на тему Родство стихотворения «Вышивает девушка » с «Двумя цветами», Сочинения по украинской литературе