А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Януш Корчак классик детской литературы - сочинение

Первые книги, которые принесли Янушу Корчаку литературную известность, написаны для взрослых: социально-обличительные романы «Дети улицы», «Дитя салона» (1906), юмористические рассказы, пьесы для театра. Еще до Октябрьской революции на русском языке было издано несколько книг Корчака, которые позже оказались забытыми. Среди них - сборник рассказов в юмористической библиотеке журнала «Сатирикон», драма «Слепота» и произведения для детей (повесть «Слава», рассказы и очерки из жизни мировой колонии).

Свои педагогические взгляды Корчак изложил в книге «Как любить детей», написанной в годы первой мировой войны в прифронтовом военном госпитале, где он служил врачом. Это не ученый трактат, а взволнованная исповедь педагога, болеющего душой за любимое дело. Книга изобилует тонкими психологическими наблюдениями и многочисленными примерами из собственного опыта автора. Каждая из 85 главок - лирическое- раздумье или неназойливое наставление: как лучше поступить воспитателю в том или ином случае и чего не следует делать. Корчак горячо отстаивает свой исходный тезис: «Одна из тягчайших ошибок-считать, что педагогика - наука о ребенке, а не о человеке». Ребенок не подопытный кролик, а человек с богатым и сложным внутренним миром, с тонкой, впечатлительной душой. Чтобы заслужить его доверие, нужно к нему относиться всерьез, уважать его человеческое достоинство.

Вопросы воспитания Корчак решает в психологическом плане. И хотя в гаком подходе есть известная односторонность, Н. К. Крупская в предисловии к русскому изданию (1922) отметила несомненные достоинства книги: «Я думаю, однако, что каждому педагогу надо прочесть «Как любить детей». Книга эта способна заставить задуматься над очень многими вопросами, заставить внимательно присмотреться к очень многим явлениям в жизни детских домов, повнимательнее относиться к психике живущих в них ребят».

Расцвет деятельности Корчака как педагога и писателя связан с жизнью варшавского «Дома сирот», созданного им в 1911 году на благотворительные средства. Добившись от «попечителей» права вводить порядки по собственному усмотрению, он организовал образцовый интернат, где каждый имел свои права и обязанности, мог свободно высказывать свое мнение и должен был отчитываться перед коллективом. Во главе дома стояли «совет самоуправления» и «товарищеский суд». Все здесь было основано на принципах взаимного доверия, сознательной добровольности и чувстве долга каждого перед всеми - от самого директора Корчака до ученика младшего класса. Это была своеобразная детская республика со своими законами и традициями, переходившими от поколения к поколению. И недаром когда Корчак прочел «Педагогическую поэму» Макаренко, то во многом признал себя его единомышленником.

«Санационный» режим в буржуазно-помещичьей Польше способствовал разгулу реакции. Корчаку запретили выступать по радио, отстранили от работы в приюте для польских детей, а «Дом сирот» терпел все ббльшие и ббльшие лишения. В обстановке искусственной изоляции Корчак не мог продолжать борьбу за распространение своего новаторского педагогического опыта. В 1940 году по приказу гитлеровцев «Дом сирот» был переведен в гетто. За появление на улице без опознавательного знака Корчак несколько месяцев провел в тюрьме. В августе 1942 года фашисты отправили воспитанников «Дома сирот» в лагерь уничтожения Треблинк. «Доктор Гольдшмит как государственный служащий может остаться»,- сказали Корчаку в последний момент. Но он с презрением отверг помилование и отправился вместе со своими питомцами на смерть.

В Польше его прекрасная жизнь и мученическая смерть окружены легендами. На фасаде бывшего «Дома сирот» укреплена мемориальная доска: «Здесь жил и самоотверженно работал воспитатель детей д-р Януш Корчак. Погиб смертью героя, замученный гитлеровскими фашистами…» За тридцать лет своего существования «Дом сирот» дал путевку в жизнь нескольким тысячам воспитанников. В стенах этого дома Корчак написал свои лучшие книги для детей, в том числе знаменитую сказочную дилогию: «Кертэль Матиуш Первый» (1922) и «Король Матиуш на необитаемом острове»   (1923).


 
Мальчик-король пытается создать счастливое государство для детей всех рас и сословий, но его реформы противоречат установленным порядкам и встречают яростное сопротивление. Вельможи свергают короля-правонарушителя, и особый суд приговаривает его к смертной казни, замененной в последнюю минуту ссылкой на необитаемый остров. К этому сводится сюжет первой книги о фантастических деяниях короля Матиуша, мальчика с золотым сердцем, не пожелавшего поступиться своими представлениями о правде и справедливости. Вторая часть, по меткому замечанию В. Смирновой, написана в ином музыкальном ключе: «Она лирична, полна раздумья и тихой грусти, и юмор, никогда не покидающий автора, здесь мягкий и добродушный, как добрая усмешка взрослого, незаметно наблюдающего за ребенком». Матиуш много размышляет, в одиночестве заводит дневник, в котором отражаются настроения мальчика на переломе от детства к отрочеству. Затем, похищенный с острова, он переживает новые приключения. Свергнув благодаря сцеплению обстоятельств своего противника-Молодого короля, Матиуш окончательно покидает королевский дворец и поступает простым рабочим на фабрику, где ему уготована гибель от руки прежнего товарища Фелека. В переживаниях и мыслях Матиуша безусловно много автобиографического. Потому эта прелестная сказка так грустна, В ней отразились несбыточные мечты самого Корчака сделать всех детей счастливыми и его практический опыт внедрения в жизнь новой гуманистической системы воспитания, в условиях буржуазного государства столь же утопической, как и реформы короля Матиуша. Сборник «Когда я снова стану маленьким» состоит из трех повестей о детях, написанных Корчаком в разные годы. Повесть, давшая заглавие сборнику, построена на оригинальном психологическом приеме. Как повел бы себя и что почувствовал бы великовозрастный дядя, если бы ему удалось каким-то чудом опять превратиться в мальчика к остаться в то же время самим собой? Прежде всего он почувствовал бы себя угнетенным человеком и навсегда отказался бы от мысли, что ребенок - примитивное существо и чем большим количеством запретов он будет окружен, тем лучше якобы для его воспитания. А потом этот «взрослый мальчик» стал бы размышлять, как облегчить и скрасить существование угнетенных школьников. С большим тактом и педагогическим чутьем писатель сопоставляет взгляды детей и взрослых на одни и те же явления. Взрослых он учит понимать детей, а детей - относиться более чутко к своим учителям и родителям, обремененным всевозможными заботами. «Смеясь, улыбаясь, грустя, возмущаясь, мечтая, раздумывая над жизнью вместе с автором,- пишет в предисловии В. Смирнова,- читаем мы эти страницы, полные неожиданных открытий, забавных приключений, сердитых упреков, иронических наблюдений, серьезных мыслей - трогательных и всегда правдивых признаний. Эту книгу каждый должен унести с собой в будущее, чтобы не повторять ошибок прошлого». Вторая повесть - «Лето в Михайловке» - представляет собой серию лирических очерков и психологических зарисовок, соединенных общим сюжетом (жизнь детей в оздоровительной летней колонии, где Корчак когда-то был воспитателем). Веселые происшествия, смешные разговоры мальчиков, впервые в жизни покинувших город, мысли и наблюдения автора, показывающего в действии свои педагогические методы и приемы,- таково содержание этой своеобразной повести, написанной Корчаком в давние годы, но и поныне не утратившей своей свежести. Третья повесть - «Слава» - посвящена истории разорения и обнищания семьи польского ремесленника. В изображении страданий беднейших слоев населения старой Польши Корчак проявляет себя как талантливый художник-реалист. За этим «частным» случаем, выхваченным из самой гущи жизни, видятся широкие обобщения. И не случайно «Слава» Корчака была одной из первых переводных книг, изданных для детей после установления Советской власти. Произведения Януша Корчака оставили глубокий след в сознании нескольких поколений читателей. Но только сейчас, в свете исторического опыта минувших десятилетий, жизненный подвиг и писательский труд этого замечательного педагога получили достойную оценку и на родине Корчака, и в нашей стране.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Януш Корчак классик детской литературы. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения по украинской литературе > Януш Корчак классик детской литературы
Сочинения по украинской литературе

Сочинения по украинской литературе


Сочинение на тему Януш Корчак классик детской литературы, Сочинения по украинской литературе