А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Изучение рассказа «Старуха Изергиль» - сочинение




Изучение рассказа «Старуха Изергиль» обогащает представление школьников о романтизме и помогает им овладеть умениями, которые необходимы при анализе произведений такого рода. Прежде всего, приемами анализа образов романтических героев. Романтические герои особенно близки юному читателю. В процессе анализа рассказа «Старуха Изергиль» мы обращаем внимание на личность героев. С какой легкостью обращаются Читатели к многочисленным достоинствам трех героев повествования! Они как будто вполне точно характеризуют каждое из них, называя красоту, молодость, силу, энергию, талантливость, любовь к свободе, независимость поведения и Данко, и Ларры, и самой Изергиль.

Стоит обратить внимание на то, что все эти качества почти невозможно назвать, избегая самых эмоциональных эпитетов. Так и хочется сказать, что красота их ярка и необычайна, что сила их удивительна и превосходит силу всех окружающих, и даже молодость, которая хороша и без эпитетов, воспринимается как совершенная... Романтическому герою свойственны все качества в превосходной степени.

Однако, анализируя характер героя необычного, придавая ему качества, рассматриваемые как достоинства, подходим к важнейшей нравственной проблеме, остро и категорически поставленной в произведении: герои восхищают только тогда, когда их деятельность, их поведение наполнены гуманистическим смыслом. Важно подчеркнуть: нам чужд культ силы, который не подчинен идеалам человечности, гуманности. Обращение нас к самостоятельному анализу системы образов рассказа помогает им осознать гуманизм не как отвлеченную этическую категорию, а как одну из форм борьбы пролетарского писателя за четко сформулированные и осознанные нравственные идеалы.
Произведения романтизма тяготеют не только к яркости красок, образов, но и к бросающимся в глаза контрастам в композиции.

В основе построения рассказа «Старуха Изергиль» лежит антитеза. Следовательно, именно на ней нужно сосредоточить внимание читателей.

Антитеза двух легенд и двух образов произведения ясна десятиклассникам; в рассказе сталкиваются высшая степень альтруизма и безграничное себялюбие, ни с чем не считающееся самоутверждение и столь же безграничнее жертвенное служение людям.
Сопоставим отдельные эпизоды рассказа, портретные характеристики героев:

Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц.



 
Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня. При анализе этих строк Читатели увидят: автору важна оценка впечатления, которое герои производили на людей, он как бы призывает читателя присоединиться к такой оценке, портрет героев также основан на антитезе. Особенно убедительны для сопоставления сцены, которые показывают героев в действии. Здесь важно, чтобы Читатели охарактеризовали поступки, которые совершает Ларра во имя самоутверждения, и поступки, на которые сознательно шел Данко во имя спасения людей. Особого анализа заслуживают сцены суда — суд племени над чуждым им Ларрой и суд отчаявшихся людей над своим вожаком. Обратим внимание на художественные детали описания этой сцены: именно тут сын орла получает имя Ларра, что значит «отверженный». В процессе сопоставления героев можно обратиться к таким вопросам: почему именно в этой сцене впервые прозвучало имя Ларра? Как объясняет старуха Изергиль значение этого имени? Как вы понимаете слова мудреца: «Наказание ему — в нем самом»? Если сцена суда над Ларрой почти всегда звучит на уроке, то сцена суда над Данко чаще всего сжимается до предела: Читатель скорее вспомнит об «осторожном человеке», который наступил на пылающее сердце ногой, чем обратится к словам: «...они насторожились как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу...» Без этого «подступа» теряет свой драматизм возглас Данко «Что сделаю я для людей?»— стремление как-то смягчить впечатление от людской неблагодарности едва ли педагогически целесообразно. Очень важно, что и в этой ситуации герой находит в себе силы для альтруистического порыва. Не забудем в процессе анализа и о концовке рассказа. Слова «Вот как был поражен человек за гордость!» нуждаются в специальном комментарии, поскольку Читатели иногда воспринимают лишь одно из значений слова «гордость», причем — негативное. Спросим читателей, как они понимают слово «гордость» в финальной фразе, какова их оценка гордости как человеческого качества. В процессе обсуждения этих вопросов исключается односторонность толкования этого слова. Читатели вспоминают и гордую птицу — Сокола, и других героев, которые заслужили такую оценку как самую положительную. В процессе подведения итогов у десятиклассников часто возникает вопрос о том, зачем в легенду о Данко введен эпизод с «осторожным человеком», а также почему говорится о «боязливой рабской нотке» в рассказе Изергиль. Тема осторожности, тема мещанства и непримиримости к его свойствам ощущается не только в этих словах рассказа. Образ рассказчицы принято рассматривать последним. Нужно обратить внимание на отсутствие прямолинейной и ясной характеристики героини писателем. И это после романтически ярких и определенных характеристик Ларры и Данко смущает читателей. Изергиль принадлежит афоризм: «В жизни... всегда есть место подвигам», в ее памяти сохранились легенды, которые Читатели только что рассмотрели, но рассказала-то она их «с сердцем без желаний, с глазами без огня». Мы видим в ее рассказе о себе молодость, жизнь, лишенную каких бы то ни было ограничений и страха перед условностями, но видим ее и в старости — бессильную, одинокую. Поможем ученикам понять, что рассказ не только утверждает возможность подвига в любой жизни и в любых условиях. Он заставляет осознать, каковы причины, породившие подвиг. «Жадная» жизнь Изергиль протекла, подчиненная исполнению желаний ярких, но эгоистичных. Молодая, красивая, полная жизненных сил, смелая женщина ни разу не задала себе вопрос: «Если я для себя, то зачем я?» Завершая анализ рдссказа, Читатели осознают силу нравственных начал), которые отстаивает в своих романтических произведениях буреглашатай революции М. Горький. Имея: в своем распоряжении лишь один урок, Читатель использует или систему сообщений десятиклассников о ведущих образах рассказа: можно ввести в беседу о контрастной композиции фрагменты из учебного фильма, посвященного раннему Горькому («Раннее творчество Горького»), или диафильма «Революционный романтизм М. Горького». Эти фрагменты дадут возможность насам еще раз осмыслить специфику романтизма писателя. Иногда учителя более склонны показать на уроке не столько ряд кадров или диапозитивов, сколько иллюстративный материал альбомов или портреты писателя, которые помогают запечатлеть в памяти читателей образ писателя-романтика. Таков портрет И. И. Бродского, который воспроизводит романтического Горького, стоящего на берегу моря, у полосы прибоя, среди летящих чаек, шума волн. Еще более привлекает читателей портрет, созданный в дореволюционные годы художником Б. Д. Григорьевым. На нем писатель изображен среди героев, на фоне пейзажа своих романтических произведений. Сам Горький высоко ценил этот портрет. Грустным и тревожным нарисовал его в 1901 году М. В. Нестеров. И этот портрет также может быть использован в процессе осмысления романтического творчества раннего Горького. Структура урока может быть примерно такой: немногие сведения о романтических произведениях раннего Горького, знакомых ученикам, анализ рассказа, следующий за его композицией. При этом главное внимание уделяется образам героев и лишь попутно рассматриваются присущие романтизму признаки. Особенно убедительны на уроке обращения десятиклассников к специфике создания романтических образов, наблюдения за стилистикой романтического рассказа. Такой процесс работы способствует углублению представления нас о романтизме Горького. «Романтика,— писал о Горьком А. Толстой,— нужна была ему со всем арсеналом: революционным размахом, преувеличенностью ощущений, пламенным темпераментом, с грозой и бурей».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Изучение рассказа «Старуха Изергиль». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Старуха Изергиль > Изучение рассказа «Старуха Изергиль»
Старуха Изергиль

Старуха Изергиль


Сочинение на тему Изучение рассказа «Старуха Изергиль», Старуха Изергиль