А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Рассказ “Старуха Изергиль” - сочинение


Чрезвычайно характерен для творчества Горького 90-х го­дов рассказ «Старуха Изергиль», написанный в 1894 году. Осу­ждение индивидуализма и утверждение героического подвига во имя свободы и счастья народа — такова идея рассказа.

Рассказ построен своеобразно: при внутреннем единстве идеи и тона он состоит из трех как бы самостоятельных частей. Пер­вая часть — легенда о Ларре, вторая — рассказ Изергиль о своей молодости, третья — легенда о Данко. При этом первая и третья части — легенды о Ларре н Данко — противоположны друг другу. Характерная черта рассказа заключается в том, что в нем два рассказчика и соответственно этому два повествовательных плана. Общее повествование ведется от имени автора, который выступает со своими раздумьями, размышлениями, оценками. Он подчеркивает в заключение красоту сказки о Дан­ко. И второй рассказчик — старуха Изергиль, которая хранит в своей памяти народные предания о подвиге, о злом и добром в человеческой жизни.

Легенда о Ларре, рассказ Изергиль и легенда о Данко на первый взгляд кажутся самостоятельными, существующими не­зависимо друг от друга. На самом деле это не так. Каждая из трех частей рассказа выражает общую идею и отвечает на воп­рос, в чем счастье человека.

Ларра — воплощение крайнего индивидуализма. Сын жен­щины и орла, он отличается гордостью, высокомерием, презре­нием к людям. Ларра убивает девушку за то, что она оттолк­нула его. Он считает себя первым на земле.

Себялюбца Ларру народ решает наказать вечным одиноче­ством. И величайшее благо — жизнь — становится для него бе­зысходной мукой.

Сама Изергиль прожила по-своему значительную и красочную жизнь. Она любила помогать хорошим людям. Но ей не хватало того, что мы называем идеалом. И лишь Данко воплотил в себе высшее понимание красоты и величия человека, пожертвовав своей жизнью ради счастья народа. Так в самой композиции рас­сказа раскрывается его идея.

Данко ведет свой народ на волю из рабской жизни. На пути возникают необычайные трудности, неодолимые препятствия. И когда, утомленные трудным путем, люди упали духом, когда они стали упрекать Данко в неумении управлять ими, заколе­бались и Готовы были повернуть обратно, сердце героя вспых­нуло огнем желания спасти их, и он, разорвав руками себе грудь, вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлеталась от света его и там, глубоко в лесу, дрожа­щая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям». Идею беззаветной любви к людям, героического самопожертвования во имя счастья народа утверждает Горький в легенде о Данко.

Существенную роль играет в рассказе старуха Изергиль. Полностью сохраняя реалистический характер образа, Горький’ вместе с тем рисует человека «мятежной жизни». Разумеется, «мятежная жизнь» Изергиль и подвиг Данко — явления разные, и Горький их не отождествляет. Но образ рассказчицы усилива­ет общий романтический колорит произведения.

Изергиль с восторгом говорит о людях с сильной волей, с могучими и яркими характерами, способных к подвигу. Ока вспоминает своего возлюбленного: «…он любил подвиги. А ко­гда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и най­дет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».

 
Романтический характер носит в «Старухе Изергиль» и самая манера письма Горького. Писатель подчеркивает и в людях, и в природе по преимуществу необыкновенное, возвышенное и прекрасное. Когда Изергиль рассказывает о Ларре и Данко, по небу бродят обрывки туч «пышных, странных очертаний и кра­сок», небо украшено золотыми крапинками звезд. «Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки». Здесь все выразительные средства подчинены не столько стремлению точно изобразить предмет или явления, сколько со­здать определенное повышенное настроение. Этому служат и обильно употребляемые гиперболы, и лирически окрашенные эпитеты, и сравнения. Повествование о Ларре и Данко ведется на фоне яркой, ска­зочной природы. Могучими, сильными и почти сказочными бога­тырями изображены и люди, окружающие старуху Изергиль. О молдаванах Горький пишет так: «Они шли, пели и смеялись; мужчины — бронзовые, с пыш­ными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки — веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые… Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее». Эти люди по своему облику немногим отличаются от Лойко Зобара, Радды и Данко. Таким образом в жизни подчеркивались романтические и героические черты. Они же даны и в биографии Изергиль. Сделано это для того, чтобы оттенить важную мысль; героическая романтика не противостоит жизни, она только в бо­лее сильной и яркой форме выражает то, что заложено в самой действительности. Революционная романтика Горького тесно связана с жизнью. В ней есть своя реалистическая основа. Носителем романтиче­ских представлений о прекрасном и героическом является народ. В представлении народа прекрасен тот, кто любит людей, кто готов отдать за них свою жизнь. Отсюда вытекает и другая важ­ная особенность революционно-романтических произведений Горького: они органически и неразрывно связаны с народным творчеством. В «Макаре Чудре», «Старухе Изергиль», «Песне о Соколе» народно-поэтические элементы, связь с фольклором, не­сомненны. Самый жанр ранних горьковских произведений народен: это легенды, песни, сказки. Отсюда и своеобразная повествательная манера революционно-романтических произведений писателя. Горький ведет рассказ в патетическом, приподнятом тоне, часто прибегает к ритмической прозе. Вместе с тем в «Старухе Изергиль» столь же очевидна связь и с романтическими традициями русской литературы, в осо­бенности с традициями «южных поэм» Пушкина. Место дей­ствия в «Цыганах» (Бессарабия), образ старого цыгана, разо­блачение себялюбца Алеко — все это в переосмысленном виде нашло свое отражение в замечательном рассказе Горького. Таким образом, Горький в 90-е годы выступил, с одной сто­роны, как обличитель капиталистического строя, с другой сторо­ны, как вдохновенный певец революционного подвига. В ранний период у Горького еще не было отчетливого пред­ставления о реальных силах, способных осуществить преобра­зование жизни на новых основах. И свой идеал прекрасного, идеал народного героя, он выражал в аллегорической форме романтической легенды и песни. Но глубокая и проникновенная правда жизни, ненависть к буржуазному обществу, мечта о бу­дущем, прославление красоты революционного подвига — все это заключало в себе ростки нового творческого метода — соци­алистического реализма.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Рассказ “Старуха Изергиль”. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Старуха Изергиль > Рассказ “Старуха Изергиль”
Старуха Изергиль

Старуха Изергиль


Сочинение на тему Рассказ “Старуха Изергиль”, Старуха Изергиль