А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Василий Стефаник – мастер психологической новеллы - сочинение

Василий Стефаник – большой новатор в украинской литературе, творец и непревзойденный мастер очень сжатой, драматической по содержанию, глубоко лирической социально психологической новеллы о сельской жизни. Выдающийся новеллист много сделал для усовершенствования литературной техники, для разнообразия средств художественной выразительности.

Человеческая душа всегда интересовала литературу. Но предыдущая социально-бытовая проза раскрывала психологию персонажей главным образом из-за внешних действий, поступков, портретов. Для Стефаника в творении психологической прозы главным становится не описание самих действий, а психологический процесс. Это, по мнению Франко, изображение событий через призму “чувств и сердца героев”. О Стефанике как мастере психологической прозы Франко писал: “С большим мастерством он проникает в душу галицкого украинского крестьянина, умеет описывать тяжелые психологические драмы там, где другие видят лишь повседневный факт экономической или социальной жизни”.

В сравнении с П.Мирным и Франко, новеллист отказался от подробных описаний, очень мало внимания уделял изображению этнографически бытовых обстоятельств жизни персонажей, обычаев, обрядов. Перенесение основного внимания на душевные процессы человека обусловило значительные изменения в композиции произведений Стефаника. Он строит сюжеты не столько на развитии внешних событий, сколько на изменениях чувтсв и переживаний. Писатель не признавал избыточные авторские разъяснения и объяснения. Говорят, вспоминают, размышляют сами персонажи. Поэтому такую большую роль в произведениях Стефаника играют искусно написанные диалоги и монологи. Новеллист стремился, чтобы каждое знаменательное слово было словно сгустком человеческой боли и звучало полноголосо. У Стефаника нет долгих периодов, усложненных синтаксических конструкций. Предложения сжаты, просты по строению, иногда отрывочные, с пропущенными отдельными членами. Особенно важные слова выделяются с помощью инверсий. Писатель не увлекался творением тропов. Их мало, но они метки, ярки. Как писал анонимный рецензент в “Вестник Европы” (1907), у Стефаника на двух-трех страницах – целая драма, от которой сердце сжимается острой болью”.

Глубокий психологизм творчества Стефаника был неразрывно соединен с исключительным лаконизмом, который очаровывал многих литераторов. М. Горький увлекался тем, как “сжато, сильно и страшно пишет этот человек” (из письма А.М. Горького к И.Касаткину). По мнению И.Франко “Стефаник – абсолютный план формы”, который умеет “всему и везде держать меру”, который нигде не скажет лишнего слова”. Лесе Украинке импонировало, что он “двумя-тремя быстрыми штрихами… чрезвычайно ярко изображает нам целые драмы”. О.Гончар сравнил “доведенную до предельной сжатости” новеллу Стефаника с классическим отшлифованным сонетом, потому что “в каждой его новелле – сгусток чувств народной души”.

Новеллы Стефаника проникнуты глубоким лиризмом. Хоть этот лиризм скрыт, а все же каждое слово обнаруживает его попытка показать жизнь сельских нищих не с точки постороннего наблюдателя, а как что-то собственное “М.Яцкив в своих воспоминаниях о Стефанике писал, что тот “глубоко переживал поступки своих героев, был связан с ними в такой мере, что писал не о них, а о себе”. В одном из писем Стефаник сознался: “Каждый мой пустяк, который я пишу, граничит с безумием…”


 
Лиризм новелл связан с народной песней. Но использовал ее писатель редко в форме цитатной, как это часто делали его предшественники, прямо ли перенося в литературу изобразительные песенные средства, как это умел его побратим Марко Черемшина. Стефаник преимущественно включал песенные мотивы в свои произведения уже в “переплавленном” виде, кажется, что слышишь не саму использованную песню, а ее грустный отзвук”. “Лирике его, - писал И.Франко, - чужд любой сентиментализм, она не провозглашается словами, возгласами или тирадами, а окутывает весь рассказ, все образы, будто розовой дымкой”. По словам Л.Украинки, персонажи Стефаника “наполнены такого живого, захватывающего страдания, перед которым невозможно остаться спокойным”. Художник И.Труш отметил “что немногие смогут перечесть “Синюю книжечку”, не растрогавшись до слез”. Над произведениями Стефаника “Катруся” и “Каменный крест” плакала О.Кобылянская. И.Франко сравнивал произведения Стефаника с наилучшими народными песнями. Как-то Кобылянская в письме спросила Стефаника, почему у него нет “солнечного настроения”, “почему вы все смутные?”. Но Великий Каменщик не видел в произведениях Стефаника даже след пессимизма. Он доказывает противоположное: во многих из “его рассказов веет сильный дух энергии”, инициативы, а во всех видим большую любовь к жизни и к природе, вещи совсем противоречивые пессимизму”. А сам Стефаник сказал: “Я писал то, что сердце пело… Говорят, я пессимист. И все то страшное, что есть в нем, а что так болит меня, писал я, горюя, и кровь со слезами мешались. Но когда я нашел в ваших душах такие слова, которые могут греметь, как гром, и светить, как зори – то это оптимизм”. Впоследствии большие изменения в общественной жизни внесли некоторые коррективы в стиль писателя. Вместо трагических нот четко оказывается юмористическое. Глубокий же психологизм, драматизм и лаконизм и дальше остаются характерными чертами реализма Стефаника.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Василий Стефаник – мастер психологической новеллы. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Стефаник > Василий Стефаник – мастер психологической новеллы
Василий Стефаник

Василий   Стефаник


Сочинение на тему Василий Стефаник – мастер психологической новеллы, Стефаник