А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Символичность образа каменного креста в новелле В Стефаника «Каменный крест» - сочинение

Василий Стефаник вошел в историю не только украинской, а и мировой литературы как автор правдивых социально-психологических новелл из жизни галичского крестьянства. «Наверное, никто кроме Стефаника не показал крестьянскую душу земледельца в таком полном освещении, - восторженно писал Михаил Мочулевский,- никто не описал так, как он, переживаний этой души: отчаяние, плач и смех, печаль и ожидание. Стефаник открыл нам источник нежных движений крестьянской души». Единственное произведение посвятил Василий Стефаник теме эмиграции. Это новелла «Каменный крест». В основу новеллы положен настоящий факт. Штефан Дидух, односельчанин писателя, эмигрируя в Канаду, поставил на своем поле каменный крест. Он и поныне стоит на высочайшем холме в Русове. «Он очень не хотел бросать свой каменистый грунт,- вспоминал Стефаник,- и дети, невестки и дочурки не давали ему жизни…» И настоящими прототипами главного героя были тысячи эмигрантов, судьбой которых был обеспокоен писатель на протяжении трех лет. На Краковском вокзале Стефаник видел синие, испеченные губы, подпухлые от плача детские глаза и слышал охрипший от причитаний и вскриков голос матерей. Уже там, на вокзале, началась творческая работа над «Каменным крестом». Длинная, с болью, изнурительная.

Душу эмигранта Стефаник знал, как свою собственную, мучения и боли его мучили и болели ощутимее. Он видел бесполезность надежд мужицких, знал, что ждет их там, в далеких краях, поэтому так настойчиво, упрямо разгонял иллюзионное марево эмиграционного счастья.

Иван Дидух - крестьянин, который своей работой достиг среднего достатка. Портрет своего персонажа В. Стефаник подает в сопоставлении с конем, чтобы подчеркнуть изнурительную работу крестьянина. Это сопоставление приобретает символическое значение: в условиях капитализма человек сравним с образом рабочего скота. После десятилетнего пребывания в войске Иван возвратился домой. Родителей не застал. Они умерли, оставив в наследство хату и холм «наивысший и наихудший больше всего сельского поля». На него израсходовал Дидух молодецкую силу, на нем искалечился и постарел. А теперь, на старости лет, хозяйство, налаженное такой каторжной работой и невероятными усилиями, Дидух вынужден оставить. Шесть разделов новеллы содержат целый комплекс сложных чувств героя, формируя самое главное - трагизм расставания с родной землей. Пронизанный страшной тоской, Иван Дидух чувствовал себя как камень, выброшенный волной на берег. Да и весь он будто окаменел. Причину своей тоски Иван объясняет людям сам: это любовь к родной земле и вынужденная разлука с ней. Стараясь развеять печальное настроение Ивана, соседи его утешают. В словах утешения страшная правда крестьянской жизни и эмиграции. Особой надежды на лучшую жизнь за океаном у крестьян нет. Не напрасно Дидух прощается с женой перед людьми, как насмерть, и ставит крест, будто заживо погребя себя. «Хотел немного памяти о себе оставить…» - несмело признается он. Ему стало легче: и от того, что открыл людям свою сердечную тайну, и от обещания односельчан присматривать за тем крестом. Не исчезнет бесследно, не развеется, как письмо по полю, память о нем у людей. И это важнейшее. Психологическое напряжение достигает апогея в шестом разделе. Тоской пронизаны все:  «целый дом зарыдал. Как бы туча плача, которая нависла над селом, прорвалась, как бы горе человеческое дунайскую запруду разорвало - такой был плач». Иван Дидух эмигрирует по требованию жены и детей. Он не строит никакие иллюзии, так как убежден, что Канада - это могила для него и жены: «…где твоя дорога да и твоя Канада? Там! И показал ей через окно могилу».



 
Жизненная судьба Дидуха - трагическая. Все его усилия изменить жизнь, улучшить ее заканчиваются безрезультатно. Пение Ивана и старого Михаила, в котором слова шли, «как желтая осенняя листва, которую ветер гонит по замерзшей земле, а они… дрожат подранными берегами, как перед смертью», усиливает тему народной драмы, невыполнимых порывов и стремлений, напрасно потраченных сил молодости. И это печальное пение старыми мозолистыми голосами становится аллегорическим выражением народного горя и страданий. Новелла «Каменный крест» богата на символические детали и образы. Это касается прежде всего каменного креста, который символизирует невыносимые страдания и терпение не только Ивана Дидуха, а и всего народа, который клонится под каменным весом гнета. Выброшенный на берег камень, каменный крест выступают символами трагизма украинского крестьянина-эмигранта. Образ креста символизирует страдающую судьбу крестьянина, который всю жизнь горько работал и одинаково вынужден бросать свою ниву, так как она не способна его прокормить. Все эпизоды новеллы подчинены главной задаче - раскрытию темы народной плохой доли, человеческого горя и вместе с тем ожиданий тружеников на лучше будущее. Новелла «Каменный крест» сразу же получила высокую оценку критиков. Новеллой увлекались И. Франко, Леся Украинка. «Страшно сильно пишете Вы, - делилась своими впечатлениями от прочитанного «Каменного креста» Ольга Кобылянская. - Так, как-будто вытесывали мощной рукой памятник для своего народа». И сильнейшее впечатление произвела новелла на канадских эмигрантов. Мирослав Ирчан в письме Стефанику писал: «Если бы знал, может, и не читал бы. Тяжело смотреть, как седые головы клонятся наземь и старые глаза плачут». Плачут, так как вспоминают себя, вспоминают те давние лета, как выбирались за море искать счастье. Далеко не каждый эмигрант нашел его. Поиски заработков истощали, климат душил, ностальгия убивала. Умирала последняя надежда у крестьян улучшить свою судьбу, вырваться из беспросветной нужды через эмиграцию. Василий Стефаник писал, что его творчество было трудной ношей как для ее творца, так и для читателей: «Я делал, что мог. И все, что я писал, во мне болело». Тогдашняя социальная действительность не давала возможности для радости народной. Слово крестьянина, пропущенное через сердце и душу писателя, становилось наболевшим, как и его бедняцкая судьба. Мне кажется, именно поэтому так глубоко западало в души людей слово Стефаника, пробуждало в них добро и гуманность, сочувствие к человеческому горю и честность, справедливость и любовь к Украине и ее народу - это то, что и сегодня волнует миллионы.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Символичность образа каменного креста в новелле В Стефаника «Каменный крест». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Стефаник > Символичность образа каменного креста в новелле В Стефаника «Каменный крест»
Василий Стефаник

Василий   Стефаник


Сочинение на тему Символичность образа каменного креста в новелле В Стефаника «Каменный крест», Стефаник