А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Изучение поэзии Такубоку в контексте японского искусства - сочинение


Цель урока: познакомить учащихся с особенностями японского искусства, японской поэзии и ее жанрами, показать своеобразие творчества Такубоку; развивать логическое мышление, речь, учить сопоставлять, анализировать и делать выводы, развивать воображение, интуицию; воспитывать чувство прекрасного, любви к природе, окружающему миру и душе человека.

Тип урока: урок-презентация японского искусства с элементами лекции, беседы.

Оборудование: икебана, иллюстрации, нэцке, репродукции Хокусая, фотографии сада Реандзи, японский флаг, плакат с торием.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами познакомимся с японской культурой, культурой страны экзотической и неповторимой, которая до сих пор вызывает восхищение и интерес у европейцев. Японцы - загадка нашего века. Это самый непостижимый, самый парадоксальный народ. Вместе с их внешним окружением они столь живописны, театральны, артистичны, что кажутся нацией позеров. Весь их мир - как бы сцена, на которой они играют. Это самая противоречивая нация. В то время, когда складывалась изысканная утонченность чайной церемонии, проявлялась ни с чем не сравнимая жестокость. Те самые люди, которые половину жизни провели в отрешенном созерцании, в сочинении стихов, в наслаждении искусством, посвятили вторую половину разрубыванию своих врагов на куски, любованию обрядом харакири.

Итак, кто же такие японцы? Какие они? Во что они верят, чему поклоняются? Древнее имя Японии - Ямато, что обозначает «путь гор», еще ее называют страной восходящего солнца. Япония - самая крошечная страна из дальневосточных. Наиболее распространены в ней две религии.

Ученик 1. Исконная японская религия - синто, то есть «путь богов», утверждает, что все в мире одушевлено и наделено святостью: огнедышащая гора, лотос, радуга после грозы. Их около 8 млн., этих божеств, которым поклоняются японцы, называя их «ками». Эти божества, как считается, обитают в камнях, реках, деревьях, злаках. Японцы поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед стихийными силами, а из чувства благодарности и восхищения. Именно синтоистская вера воспитала в них чуткость к природе, умение наслаждаться ее переменчивостью, радоваться ее многоликой красоте. С синто связаны все радостные события в жизни японцев: рождение, свадьба. Перед синтоистскими храмами всегда можно увидеть торий - символ Японии, пример подлинно японского зодчества.

Учитель. Когда богиня солнца Аматерасу разгневалась на своего брата, она скрылась в пещере, и земля погрузилась во мрак. Чтобы заставить ее покинуть пещеру, перед ней поставили торий (в переводе - насест), посадили на него петуха, а рядом поместили зеркало. Когда петух прокукарекал, Аматерасу подумала, что пора вставать, подошла к выходу и в зеркале увидела прекрасное лицо. Движимая женским любопытством, она вышла из пещеры, и свет снова засиял над землей. Если японцы хотят привлечь внимание богов синто, они, встав перед храмом, хлопают в ладоши.

Ученик 2. А если они обращаются к Будде, то они молча склоняют голову к соединенным перед грудью ладоням. Буддизм - вторая религия в Японии, которая считалась раньше религией знати. Это глубокое философское учение с его кругом причинности, с теорией о перевоплощении душ. Буддизм забрал себе все печальные события в человеческой жизни: похороны, поминовения предков проводятся по буддийским обрядам. Перед буддийскими храмами всегда стоят статуи. Эти две религии прекрасно дополняют друг друга.

Учитель. А сейчас попытаемся через обряды и разные виды искусства понять душу японцев, найти общие критерии красоты в понимании японцев.


 
Задание для учащихся. По ходу урока сделать записи в тетради о главных чертах видов японского искусства. Ученик 3. Тя-но-ю. Чайная церемония учит находить прекрасное в обыденном. Это соединение искусства с буднями. Строго определенными движениями, их красотой и размеренностью чайная церемония создает покой души, приводит ее в то состояние, при котором она особенно чутко отзывается на красоту природы. Число присутствующих (идеально 5), в комнате - полумрак. На каждом предмете лежит печать времени (2 исключения - белоснежный льняной платок и ковш из бамбука). Комната оформляется с изысканной простотой. Здесь соблюдаются жесткие и утонченные правила. Чай берется только зеленый в виде мелкого порошка. Заваривают чай в особой чашке строгого стиля. Быстро мешают бамбуковым венчиком, пока напиток не вспенится. Подают его с церемониальным поклоном. Самый почетный гость получает чай первым. Выпивает его медленно. Затем пьют все. Вкушают, отдыхают, сосредоточившись только на наслаждении чаем. Это религия искусства жить. Учитель. Икебана… Это слово можно перевести так: «помочь цветам проявить себя». Существует символическое и естественное направление икебаны. Посмотрите внимательно на один из видов икебаны - морибану. Она всегда связана со временем года. Для нее характерны: плоский сосуд, подставка с игольчатыми стержнями. Обязательны три элемента, символизирующие Небо, Землю, Человека (этот цветок посередине, наклонен к земле, но смотрит вверх). Это букет для философских раздумий. Последуем совету японского искусства: «Думать глазами». * - К какому направлению относится эта морибана? * - Какие мысли вызывает композиция? * - Где человек? Обоснуйте, почему он наклонен к земле, но смотрит вверх? Для композиций из цветов обязательны: простота, асимметрия, незавершенность при глубине философского сюжета. Считая завершенность несовместимой с вечным движением жизни, японцы отрицают симметрию. Выразительность, по их мнению, должна быть скупа. Ученик. Бонсай - это искусство выращивания карликовых деревьев путем ограничения их роста, но все особенности и пропорции дерева в природе сохраняются. Могут имитировать горный склон или лесистую долину. Это искусство пришло из Китая более 1000 лет назад. Иногда бонсай выращивают и год, и десятилетия, и даже столетия. Главное для искусства бонсай - миниатюрность, связь с природой, естественность. Ученик. Нэцке - это миниатюрная японская скульптура (от 2 до 10 см). Ее делают из кости, дерева, янтаря. Раньше фигурки были со сквозным отверстием для шнура. Использовалась как брелок-противовес - на другом конце крепилась трубка, кисет, ключи. Фигуркам были свойственны эмоциональность, экспрессивность. Нередко использовались литературные сюжеты. Сейчас нэцке - один из уникальнейших видов японского искусства. Учитель. Посмотрите на эту нэцке. Перед вами - обезьянка, у которой закрыты уши, глаза и рот. Такую нэцке дарили на свадьбе японским невестам, они должны были ничего не замечать, не слышать и не перечить своим мужьям. Молчащая, глухая и слепая обезьянка была символом смирения и покорности. Главное для нэцке - миниатюрность, глубокий философский смысл, экспрессия. Ученик. Укийё-э- так называется цветная гравюра на дереве с мягкими сглаженными оттенками’цвета. Переводится как «образы быстротекущего мира» или «земное, мирское». Почти всегда на гравюре пишут стихи. Одним из мастеров, прославивших этот жанр, был Хокусай. Он стал знаменитым, будучи уже 70-летним. Самые известные его гравюры - «36 видов Фудзи», «100 видов фудзи» - имеют символический смысл, через красоту и величие горы показана красота всей страны. Японцы так любят Фудзияму, что поклоняются ей как великому божеству, они пишут ее в разное время года, суток, при разном освещении и с разных позиций. Главное для этого вида искусства - гармония с природой, глубокий смысл, дух времени, простота, связь с поэзией. Учитель. Сады Рёандзи совсем не похожи на наши. Это миниатюрные микромиры. Главными персонажами такого сада могут быть мхи, песок, водоемы, камни. Сады создавались японцами для прогулок и созерцания, последние называли философскими, они взывали к воображению зрителей. Самый известный - сад Рёандзи, или сад 15 камней, создан он в VIII в. в городе Киото, по предположению, монахом Соами для медитаций. Это площадка размерами 30 на 10 м из 15 камней, среди них нет двух одинаковых, есть камень - хозяин и камни - гости, камни убегающие и приближающиеся. Создавались эти сады по принципу пейзажной живописи. Расположены камни 5 группами, каждый окружен мхом и гравием, который как бы расчесан гребенкой, если смотреть издали. С какой стороны ни посмотришь - всегда видно только 14 камней. В разное время года, при разном освещении камни напоминают каждому свое, сокровенное - 5 островов, 5 вершин, тигрицу с тигрятами и т.д. Эти камни передают безмерность мира, сокровенность непостижимого. Сад Рёандзи оказывает поистине гипнотическое влияние на людей, помогает углубиться, сосредоточиться, понять что-то важное и свое для каждого. Это загадка, над которой задумывались многие. Она непостижима.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Изучение поэзии Такубоку в контексте японского искусства. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Такубоку > Изучение поэзии Такубоку в контексте японского искусства
Исикава Такубоку

Исикава  Такубоку


Сочинение на тему Изучение поэзии Такубоку в контексте японского искусства, Такубоку