А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Образ Тараса Бульбы в контексте величия и красоты подвига - сочинение

Характер Тараса выдержан от начала и до конца. Чтобы так зримо и резко «вылепить» этот образ, Гоголь должен был заглянуть в тайное тайных мышления и переживаний Тараса, знать его дела. Ведь жизнь человека есть деяние. Из речи Бовдюга все узнают о том глубоком уважении и полном доверии, которые питают казаки к Тарасу, ибо нет из них, по словам Бовдюга, «никого, равного ему в доблести». Второй эпизод - речь Тараса, обращенная к оставшимся под Дубно казакам (гл. V),- раскрывает человеческую и воинскую мудрость Тараса. Учитель читает речь Тараса полностью. Чтению предшествует вступительное слово. В нем выясняются условия, при которых она была произнесена.

Итак, часть казаков ушла в погоню за татарами, разграбившими Сечь и взявшими в плен оставшихся там товарищей, а «первый долг и первая честь коза-ка… соблюсти товарищество», ни при каких условиях не покидать своих соотечественников в беде. Оставшиеся под Дубно понимали, что с уходящими в погоню они расстаются и, быть может, навсегда. Поэтому «смутны стали козацкие ряды и… уныние, неприличное храброму, стало обнимать козацкие головы». Тарас знал и понимал великую силу вовремя произнесенного слова и, выбрав момент, сказал кратко, ио так, что его слово дошло до сердца каждого.

После прочтения речи вслух учитель обратит внимание на простоту и ясность слов Тараса, на их суровость и мужественность. В чем же смысл этой речи, что в ней главное? Это призыв к казакам постоять за родную землю («за веру»- значит, за родные обычаи, нравы, уклад и т.д.), за такую близкую и такую родную для всех Сечь. В словах Тараса звучит гордость за Сечь и пожелание, чтобы выходили из нее «с каждым родом молодцы один одного лучше, один одного краше». Недаром он этой речью вызвал живую реакцию слушателей: «За Сичь!» - отдался густо в передних рядах.- «За Сичь!»- сказали тихо старые, моргнувши седым усом; и встрепенувшись, как молодые соколы, повторили молодые: «За Сичь!». Таково вдохновенное и вдохновляющее слово Тараса.

Для выяснения стилистического своеобразия этой речи предварительно можно посмотреть иллюстрацию к этому эпизоду художника Е. А. Кибрика. Художник изобразил Тараса с высоко поднятой рукой, выражение его лица сурово. Жест оратора дает право думать, что своим обращением Тарас хочет поднять боевой дух казаков, призвать их к подвигам и одновременно как бы грозит кому-то. Но ведь у Гоголя сказано, что Тарас говорит речь не для этого. Он знает, что казаки крепки духом. Ему «просто самому хотелось высказать все, что было на сердце». Значит, скорее всего это слово - раздумье. Тарас как бы всматривается в себя, в тот запас впечатлений и наблюдений, что отложился в кем в результате большого жизненного опыта и подтверждал мысль о святости товарищества по духу. Он убежден, что на товариществе стоит русская земля, а сила товарищества - в единстве мыслей, убеждений, в единстве чувств, во взаимной поддержке и выручке, в готовности все отдать за благо и счастье своих соотечественников.



 
Таким образом, анализируя речь Тараса о товариществе, мы ставили целью глубокое ее осмысление учащимися, стремились вызвать у них, определенные эмоциональные переживания. Важно, чтобы шестиклассники поняли, чем вызвана эта речь, ради чего произнесена, какую роль она играет в раскрытии образа Тараса. Хотя в речи Тараса есть острая политическая злободневность (когда Тарас с гневом говорит о подлых порядках, что завелись на родной земле), и читатель вправе отнести это к современной Гоголю крепостнической России, мы сомневаемся в целесообразности беседы в таком плане. Опыт показал, что такая беседа оставляет ребят равнодушными. К тому же повесть изучается вне историко-литературного процесса и творческого развития самого писателя. Эта речь Тараса, как и X глава в целом, раскроет новую сторону образа Тараса: высокое искусство полководца. Тарас думает о чисто военных задачах, да и не может не думать о них, так как от их правильного решения зависит жизнь и смерть людей. Тарас, опытный военачальник, умеет распределить силы, наметить тактику предстоящего сражения. Все, конечно, найдут в хрестоматии то место, где говорится: «Полковники… готовились дать сражение. Тарас уже видел это по движенью и шуму в городе и расторопно хлопотал, строил, раздавал приказы и наказы, уставил в три табора курени, обнесши их возами в виде крепостей,-род битвы, в котором бывали непобедимы запорожцы; двум куреням повелел забраться в засаду; убил часть поля острыми кольями, изломанным оружием, обломками кольев, чтобы при случае нагнать туда неприятельскую конницу». Какой еще эпизод свидетельствует о большом полководческом искусстве Тараса? Имеется в виду троекратное обращение Тараса во время сражения к казакам: «А что, паны…- есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?» Перед читателем развертывается картина разгорающейся битвы. Враг несет большие потери, но гибнут и казаки, и вопрос Тараса - это и своего рода выражение чувства гордости за боевых товарищей, и поддержка их духа, и призыв быть стойкими, с новыми силами ударить по врагам. Недаром после каждого обращения говорится: «и наперли сильно казаки…», «и рванулись снова казаки…» и т.д. И только когда битва достигает предельного напряжения, когда силы обеих сторон были на подходе, и битву мог выиграть лишь тот, у кого есть еще резервы, Тарас подает знак отряду, находящемуся в засаде, вступить в бой. Почему Тарас обращается к казакам трижды? Где мы ранее встречались с таким же приемом? Не слишком ли суров Тарас к жене, к Андрию? Надо показать им, какое огромное место в его сердце занимала любовь к истинному его сыну - Остапу. С этой целью выясняем: Как воспринимает Тарас плен и смерть Остапа? Все говорят, что Тарас глубоко страдает, потеряв сына. Если раньше Тарас был жизнелюбив, шумен и весел, то теперь радость ушла из его жизни. «Напрасно старались занять и развеять Тараса… Сурово и равнодушно глядел он на все, и на неподвижном лице его выступала неугасимая горесть…» Тарас - живое воплощение глубочайшей отцовской скорби: «Он уходил в луга и степи, будто бы за охотою, но заряд его оставался невыстреленным, и, положив ружье, полный тоски, садился он на морской берег. Долго сидел он там, понурив голову и все говоря: «Остап мой, Остап мой!» Перед ним сверкало и расстилалось Черное море; в дальнем тростнике кричала чайка; белый ус его серебрился, и слеза капала одна за другою». Ключевой эпизод, которым завершается работа над образом Тараса,- сцена его казни. В ней виден весь Тарас. Здесь непоколебимая стойкость, презрение к смерти, чувство товарищества, беззаветная любовь к Родине, ненависть к врагам, вера в торжество справедливого дела. Иными словами, здесь идея патриотизма, служения Родине, идея подвига, святости товарищества, идея бессмертия и красоты человека выражена с огромной силой.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Образ Тараса Бульбы в контексте величия и красоты подвига. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Тарас Бульба > Образ Тараса Бульбы в контексте величия и красоты подвига
Тарас Бульба

Тарас Бульба


Сочинение на тему Образ Тараса Бульбы в контексте величия и красоты подвига, Тарас Бульба