А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Описание образа Остапа в сцене сражения под Дубно - сочинение

Остап нравится мне сразу и безоговорочно. И все говорят в его адрес много добрых слов: «Был Остап сдержанным и очень гордым»; «Уже по первым главам видно, что Остап, в отличие от брата, будет настоящим запорожцем и пойдет по дороге, которой шел его отец»; «С самого начала повести видно, что он больше Андрия любил отца своего»; «Он был умный, сильный и догадливый. Когда Тарас спросил, как звали древнеримского поэта, Остап сразу догадался, что отец сделал это в шутку. Значит, у него есть чувство юмора, как и у отца»; «Остап сдержанный и скромный. А скромность - это первый шаг к подвигу». Обычно все отмечают и такие черты Остапа, как упорство, настойчивость, целеустремленность, выносливость, мужество, честность, прямодушие, верность идеалам Сечи, преданность общему делу, законам товарищества.

Обычно все предлагают такие вопросы: Как проявил себя Остап в битве под Дубно? Как вел себя Остап в сцене смерти? Эти вопросы мы отводим как слишком частные, не содержащие проблемы, не требующие решения. Общее одобрение встретил следующий вопрос: Можно ли считать Остапа героической личностью? Остап и Лпдрий - «храбрецы и великолепные воины». Недаром Белинский назвал обоих «могучими сыновьями» Тараса Бульбы. Но, очевидно, храбрость, воинская доблесть еще не делают человека героем. Тогда что же? И есть ли требующиеся герою качества у Остапа? Можно ли вообще говорить о том, что в повести Гоголя Остап состоялся как личность? Среди учащихся встречаются и такие, которие, не ставя под сомнение высокие воинские и человеческие качества Остапа, утверждают, что Андрий как личность ярче его, что Остап слишком прост, и нем нет якобы внутреннего богатства, духовной сложности, тонкости. Учитывая эти возражения, мы решили, что выдвинутый в качестве центрального вопрос анализа содержит проблему, интересную для учащихся, ценную с точки зрения их нравственно-эстетического воспитания.

С кем сравнивает Гоголь Остапа? Мы его сформулировали иначе: Как через сравнения Гоголь показывает нам воинские и человеческие качества Остапа? Все сначала пытаются разъяснить первое сравнение («рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва»), но сводят его смысл лишь к храбрости, силе, отваге. Между тем сравнение, несомненно, несет и эмоциональную нагрузку. Вспоминаем выражение «львиное сердце», вспоминаем тургеневского Герасима («Муму»), который, как «лев, выступал сильно и бодро». Рыцарские качества включают воинскую доблесть, как нечто само собой разумеющееся, но «широкая сила качеств льва» подразумевает соединение этой доблести со свободолюбием, благородством могучей натуры и полководческим талантом (ведь лев - царь зверей, его главенство естественно и непререкаемо). И действительно, в Остапе стали «заметны наклонности будущего вождя». Об этом говорят присутствие духа и ясность мысли в самых трудных обстоятельствах, способность «в один миг вымерить всю опасность и все положение дел» и принять правильное решение. Если нужно - уклониться от опасности, но с тем, чтобы вернее и с меньшими жертвами выиграть дело. Тарас с удовлетворением думает, что из сына выйдет «добрый полковник (т. е. командир, руководитель), да еще такой, что и батька за пояс заткнет».



 
Все вспоминают эпизод единоборства с хорунжим, показанный через сравнение Остапа с плавающим в небе ястребом, бьющим «оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела». Сравнение свидетельствует о зоркости Остапа, его стремительности в нападении, силе, ловкости в схватке. И естественно здесь возникает вопрос: Почему уманцы единодушно избрали Остапа своим атаманом, хотя он был самый младший из них? Очевидно, они успели хорошо узнать его и проникнуться к нему уважением и доверием. Остап еще в Сечи был приписан к уманскому куреню и уже там сумел проявить себя с самой лучшей стороны: как отважный казак, прямой и надежный товарищ. Казаки увидели в Остапе талантливого, умного военачальника, не по возрасту зрелого и мудрого. Умелым руководством в бою Остап подтверждает, что заслужил это доверие. Недаром старый Тарас любуется и гордится сыном, который сидел на коне впереди всех уманцев, «и шапка заломлена набекрень, и атаманская палица в руке». Иногда смущает в казаках их чрезмерная суровость по отношению к женщине, беспощадная жестокость к врагу, ко всем нарушителям неписаных законов Сечи. На их взгляд, Андрий внутренне мягче, а потому и привлекательнее Остапа. Об этом свидетельствуют их вопросы типа: Добр или жесток был Остап?; Кто из братьев добрее - Остап или Андрий?; Является ли жестокость к врагу необходимым качеством казака? Здесь важно провести мысль о том, что человека надо судить, прежде всего, по законам его времени. Каждая историческая эпоха диктует свои этические нормы, нередко неприемлемые для современного человека. Гоголь в своей повести описывает «бранное трудное время», «грубый, свирепый век», требовавший от казаков суровости, а по отношению к врагу - даже жестокости. Тем важнее показать учащимся доброту и человечность Остапа. Все вспомнят слова Гоголя о том, что Остап «имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время». По дороге в Сечь «он душевно был тронут слезами бедной матери», и это заставляло его «задумчиво опустить голову», тогда как Андрий грустил только о прелестной, полячке. Получив при осаде Дубно материнское благословение (кипарисные образа), оба брата «невольно задумались, припомнив старую мать свою». Ради полячки Андрий поднял оружие на своего брата, Остап же при виде убитого Андрия проникся к нему состраданием и обратился к Тарасу с просьбой: «Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы». А в миргородской редакции он даже «бросился обнимать своего товарища и спутника, с которым двадцать лет росли вместе, жили пополам». Но такое открытое проявление чувств со стороны казака, видимо, показалось Гоголю чрезмерным,. я он убрал эту деталь. Не надо противопоставлять в этом плане Остапа и Андрия, доброта и человечность Остапа не вызывают сомнений и придают ему особую душевную красоту. «Я быстро понял, что в груди Остапа бьется доброе, верное и веселое сердце»,- вот один из ответов. Пленение Остапа еще раз показывает его богатырскую силу в бою: «А на Остапа уже наскочило вдруг шестеро; но не в добрый час, видно, наскочило: с одного полетела голова, другой перевернулся, уступивши, угодило копьем в ребро третьего» и т.д. Но вот уже «схватилось с Останом мало не восьмеро разом». И несмотря на то, что Тарас рвался к нему на помощь, «рубя в капусту встречных и поперечных», поляки все же одолевают Остапа.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Описание образа Остапа в сцене сражения под Дубно. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Тарас Бульба > Описание образа Остапа в сцене сражения под Дубно
Тарас Бульба

Тарас Бульба


Сочинение на тему Описание образа Остапа в сцене сражения под Дубно, Тарас Бульба