А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Остап Андрий и Тарас в начале повести в повести «Тарас Бульба» - сочинение

Встреча отца с сыновьями характерна для того «бранного, трудного времени, когда начали разыгрываться схватки и битвы на Украине», и является как бы своеобразной прелюдией к произведению, в котором непрерывно будет звенеть «музыка пуль и мечей», «с громом падать на землю кони», слепить глаза «сабельный блеск» ударов. После анализа первого эпизода все отвечают на вопрос домашнего задания: Какие приметы «бранного, трудного времени» находите вы в первой главе? Далее им предлагается серия вопросов по всей главе, относящихся к Тарасу, а затем к Остапу и Андрию: Какое впечатление произвел на вас Тарас в первой главе? Как он относится к своим сыновьям? Какими бы он хотел их видеть? Что вам нравится в Тарасе и что вызывает чувство протеста? Как относится к нему автор? Укажите на особенности речи Тараса. Можем ли мы уже по первой главе говорить о Тарасе как о сыне своего времени?

Тарас - образ сложный, противоречивый и в то же время удивительно цельный и законченный - воспринимается учащимися как живой, реальный человек. Поиски выразительного прочтения сцены позволили им установить, что Тарас резок, грубоват, а то и просто груб, упрям, крут; иногда его упорство граничит с самодурством и жестокостью. Особенно сильное чувство протеста у читателей вызывает бессердечное, на их взгляд, отношение Тараса к жене. Все остальное в нем в целом все готовы принять.

Труднее им дать себе отчет в своем отношении к сыновьям Тараса. Как показал анализ восприятия повести, все при первоначальном чтении совершенно выпускают из виду авторскую оценку. Уяснение авторской позиции, стремление максимально приблизить к ней читателя-ученика должно стать основной задачей учителя при рассмотрении сюжетной линии и нравственных коллизий, связанных с Остапом и Анд-рием. Поэтому в качестве основных могут стать следующие вопросы применительно к Остапу и Андрию: К которому из братьев автор относится с большей симпатией и почему? Кого и за что он осуждает?

Обращаемся далее к текстуальному сопоставительному анализу Остапа и Андрия.

Показывает ли автор какую-либо разницу во внешнем облике Остапа и Андрия на первых же страницах повести? Выясняется, что индивидуализированных портретов пока нет. Перед Тарасом стоят просто «два дюжих молодца», смотрящих исподлобья, «крепкие, здоровые лица которых покрыты первым пухом волос», еще ни разу не тронутых бритвой. И Остап, и Андрий предстают как воплощение молодости, здоровья, силы.

Затем внимание читателей привлекается к выразительной зарисовке братьев перед тем, как они сядут на коней: «Бурсаки вдруг преобразились,- пишет Гоголь.- На них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковками; шаровары, шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам их».



 
Обращаем внимание на богатство и разнообразие красок, на то, как этот пышный, блестящий и как бы пригнанный во всех деталях наряд оттеняет юношеские лица, являясь для них великолепной рамой: «Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые, черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом». Вместе с автором мы невольно любуемся и восхищаемся Остапом и Андрием. Они действительно оба хороши собой, оба в одинаковой степени. Ни одному из них мы не отдаем пока предпочтения. После этого предлагаем вопрос: Когда же и какие различия вносит Гоголь в обрисовку братьев? Оказывается, уже во время встречи с отцом мы можем говорить о некотором различии в их характерах. Остап не может равнодушно стерпеть насмешки Тараса. Чувство собственного достоинства, готовность постоять за себя побуждают его проучить обидчика, хотя бы им оказался и родной отец. Внутреннее состояние Андрия в этом эпизоде неясно. Мы отчетливо видим его позу: «Что стоишь и руки опустил?» В такой позе и рисуют его оба иллюстратора (Т. Г. Шевченко и П. П. Соколов). Тарас дразнит его («Что ж ты, собачий сын, не колотишь меня?»), называет «мазунчиком». Мать обнимает младшего сына, не желая, чтобы он принял вызов отца. Просим читателей подумать, какие чувства могли волновать Андрия в этот момент. Почему он не откликнулся на поддразнивания Тараса? Мнения читателей разделяются. Одни спешат осудить Андрия: «Аидрий побоялся», «он был трус»; «Андрий стоял и молчал, так как он был очень хитер»; «Андрий не посмел драться с отцом, так как был очень избалован». Но есть и другая точка зрения. Ее сторонники отмечают большую воспитанность Андрия, его более мягкий нрав: «У него был более мягкий, ласковый характер»; «Андрий был более вежлив с отцом»; «Мне кажется, что Андрий просто не захотел биться с отцом, может быть, потому, что он хотел сначала поздороваться с родителями. Он был, наверное, просто более вежлив, чем Остап». Встретился и такой ответ: «Я думаю, что Андрий был умнее Остапа». С обвинением Андрия в трусости нельзя согласиться. Андрий - натура нервная, чуткая, впечатлительная. Он смущен, ему явно неприятно, что вид его смешон, в нем ощущается настороженность, в том, как он смотрит на отца (на иллюстрации Соколова),- молчаливый упрек, выражение лица замкнутое, непроницаемое. Может быть, и действительно драка в момент встречи кажется Андрию неуместной. Да и поднять руку на отца даже в шутку для него, пожалуй, невозможно. Остап и Тарас - натуры близкие, родственные, думают и чувствуют во многом одинаково; но Андрия многое отдаляет от отца, и он не может позволить себе с ним такой фамильярности, как даже шутливая рукопашная. Его всегда что-то словно сковывает перед отцом. Вероятно, Андрий понимает, что Тарас далеко не все в нем одобрил бы. А может быть, это своего рода предчувствие той трагической роли, которую сыграет отец в его жизни. Это редкий ответ. Как правило, ум Остапа все не ставят под сомнение: «Он умный и сильный, догадливый. Когда Тарас спросил, как звали древнеримского поэта, Остап догадался, что отец сделал это в шутку и др. Некоторые все судят об отношениях с родителями с позиций своих собственных представлений: «Мне не нравится, что Остап стал драться с Тарасом, ведь Тарас - его отец. Андрий должен был его остановить». Остап - весь нараспашку, Андрий уже в этом эпизоде обособлен, замкнут. Читатель начинает понимать, что братья очень разные. Различен облик братьев и в последние минуты прощания матери с сыновьями. Охваченная горем разлуки, мать кинулась к Андрию, в его лице она прочла «более какой-то нежности». Эта маленькая деталь позволяет предположить, что Андрий будто бы мягче, сердечнее Остапа. Но тут же появляется еще один штрих: стремительно выбежавшая за ворота мать «с непостижимой силой остановила лошадь и обняла одного из них с какою-то помешанною, бесчувственной горячностью». Кого - неизвестно. Оба они бесконечно дороги матери, ни одному из них она не отдает предпочтения, на обоих смотрит полными материнской любви глазами в ночь перед разлукой, расчесывая им, спящим, «их молодые, небрежно всклокоченные кудри», смачивая их слезами. Дороги они и Тарасу, дороги автору, дороги и читателю-школьнику.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Остап Андрий и Тарас в начале повести в повести «Тарас Бульба». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Тарас Бульба > Остап Андрий и Тарас в начале повести в повести «Тарас Бульба»
Тарас Бульба

Тарас Бульба


Сочинение на тему Остап Андрий и Тарас в начале повести в повести «Тарас Бульба», Тарас Бульба