А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Трагедия Тараса и его гибель в повести «Тарас Бульба» - сочинение

Героический пафос характерен для главы IX. Высокими чувствами проникнут и речь Тараса. Непроста и ее композиция. Речь его - свидетельство мудрости, мужества и страстной убежденности в Правоте своего дела. Слово Тараса находит горячий отклик в душйх молодых и старых. Нее они, старые и молодые, объединяются общим чувством любви к родине и единым стремлением ее защищать. Поэтому так и тронула их речь Тараса, дошла до самого сердца. В связи с этим предлагается выделить обращения («Панове», «товарищи», «братцы») и подумать, как лучше их произнести, какой должна быть интонация речи Тараса в тот или иной ее момент, а затем проследить, как выражаются переживания умудренных жизнью казаков и как описывает Гоголь волнение молодых. Это поможет найти верный тон чтения, его окраску и интонацию.

Лучше дать задание выделить те места в речи Тараса, где нужно передать интонацией то или иное чувство. Так, они увидят горечь в словах: «Все взяли басурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша!» Особая значительность должна прозвучать в следующих строках: горькое время, трудное время, когда решается судьба родины и народа. С этим же чувством они прочтут и слова: «Вот на чем стоим», «Нет уз святее товарищества». Некоторые попробуют прочитать эту фразу громче, силой голоса подчеркнув ее значительность. Другие постараются выделить ее замедленным темпом чтения, особой значительностью тона. Третьи будут выделять одно какое-то слово: «Нет уз святее товарищества», «Нет уз святее товарищества» и т. д. Здесь трудно выбрать единственно правильное решение. Задача словесника и заключается в том, чтобы помочь ученикам выделить эту главную, центральную фразу в речи Тараса.

Есть в этой речи и презрение, с которым Тарас говорит о врагах и их прихвостнях, и особая гордость, когда он говорит о родине или произносит слово «человек» («Но породниться родством по душе, а не по крови может только один человек»). И все эти чувства передаются в чтении, к которому готовятся Читатели самостоятельно.

Самостоятельно готовятся они и к чтению описания боя, предварительно выбрав его из IX главы и прочитав в лицах, включая и автора как одного из главных лиц этой главы, что и поможет передать ее трагизм, ее высокую патетику. Героична в ней не только изображаемая эпоха, героичны и события, действующие лица, Их чувства и поступки. В свой последний час думают они не о себе, а о великом деле, которому отдают свою жизнь: «Поникнул он (Балабан) теперь головою, почуяв предсмертные муки, и тихо сказал: «Сдается мне, паны-браты, умираю хорошею смертью: семерых изрубил, девятерых копьем исколол. Истоптал конем вдоволь, а уж не припомню, скольких достал пулею. Пусть же цветет вечно Русская земля!..»

Страстный, возволнованный тон повествования, непосредственное обращение Гоголя к читателям создают приподнятое и тревожное настроение, вызывают глубокое сочувствие казакам, восхищение их подвигами. Непосредственно к читателям обращается Гоголь и тогда, когда рассказывает о присланном сыновьям Тараса благословении их матери, когда свершилось предательство Андрия и погибал в страшных муках Тарас Бульба.

Тарас, как опытный воин, всегда в центре сражения, он успевает побывать всюду, вовремя подбодрить казаков, дать нужные распоряжения. В разных местах слышится голос Тараса. «А что, паны? - сказал Тарас, перекликнувшись с куренными.- Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли козацкая сила? Не гнутся ли козаки?» Мудрость Тараса, его талант полководца раскрываются главным образом в последнем бою под Дубно.

Конкретизируя наблюдения, Читатели расскажут о том, в чем именно сказался полководческий гений Тараса. Это и его предвидение опасности, и тактика ведения боя, и умение подбодрить казаков в самый напряженный его момент. Завершается чтение по лицам не только рассказами о Тарасе-полководце, но и беседой. Это заставляет нас осмыслить прочитанное, готовя ответ на вопросы о том, какие чувства объединяют запорожцев и в чем проявляется их самоотверженность, а также подумать и об особенностях изображения этой батальной картины. Главное в ней - не только приподнятый тон, эмоциональность повествования, авторские обращения к героям и читателю, но и гиперболизация в изображении силы казаков, их подвигов, врага и самой битвы: «Там, где прошли незамайновцы,- так там и улица, где поворотились - так уж там и переулок! Так и видно, как редели ряды и снопами валились ляхи!» Обращение Гоголя к приемам народного творчества в изображении боя не только дает представление о силе и храбрости казаков, похожих на Илью Муромца, Добрыню и многих других богатырей, но и помогает выразить народную точку зрения на происходящие события, передать патриотические чувства казаков, отдавших, как и герои былин, все свои силы и свою жизнь защите родины.



 
О смерти Андрия, как эпизоде наиболее трудном, читает Читатель, раскрывая переживания Тараса, передавая волнение его и гнев. Самое страшное преступление для Тараса - измена отчизне, общему делу. Он гораздо выше ставит родство по духу, чем по крови. Поэтому так потрясен был Тарас, когда увидел Андрия, возглавлявшего вражеский отряд. И первые его слова, непосредственно обращенные к сыну, были о том, что Андрий убивает своих товарищей: «Как?.. Своих, чертов сын, своих бьешь?..» Целесообразно предложить учащимся подумать и над тем, почему Андрий при виде отца не бежал, не прятался, не просил пощады, а лишь побледнел и «покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом». Покорность Андрия вызвана признанием своей вины, пониманием того, что его предательство-преступление, заслуживающее суда и страшной казни. Сознавая это, он все же не раскаивался в сделанном. Любовь к девушке убила все другие чувства в его душе. Поэтому перед смертью он произносит имя не родины, как все запорожцы, а любимой. В эпизоде смерти Андрия раскрылась до конца горячая, страстная натура Тараса, сила его характера. Он чувствовал свою вину перед товарищами, перед родиной. Именно он, отец и старший товарищ, вовремя не увидел отрицательных черт в характере сына, его неустойчивости, излишней горячности. И как человек мужественный, страстно убежденный в своей правоте, он сам исправляет свою ошибку. Не менее важно передать и авторское отношение к происходящему, которое выражается в метко найденном слове, характеризующем Андрия («он был и мертвый прекрасен», «мужественное лицо», «чудная красота», «витязь всех бойчее, всех красивее»), в развернутых сравнениях Андрия с поведением провинившегося школьника, покорного ребенка (а умирающий Апдрий сравнивается с подрезанным серпом хлебным колосом). Даже сравнение с молодым борзым псом не унижает Андрия. Явное сочувствие, сожаление и горечь сливаются в каждом слове, выражаются и в интонации повествования, что заставляет и нас взглянуть на Андрия глазами автора, задуматься о долге, чести, личном и общественном, сопоставить авторские чувства с чувствами Тараса и Остапа, сформировавшимися в суровую эпоху, в трудное и бранное время. В последних главах повести (X, XI, XII) описывается трагедия Тараса. Наступило, как писал В. Г, Белинский, «омертвение могучей души, оглушенной двукратным потрясением, потерею обоих сыновей». Чтобы Читатели восприняли всю глубину страданий Тараса, обращаем внимание их на то, как описывает Гоголь пробуждение Тараса. Сравнив Тараса в главе I повести с тем, каким Гоголь рисует его в главе X, устанавливаем, как переменился он, как изменилось и выражение его лица: «…три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него». Из жизнерадостного, общительного человека, каким был Тарас, он превратился под влиянием пережитых страданий в замкнутого и мрачного. Это уже не удалой казак, готовый пуститься в пляс, каким Гоголь рисует его в главе II. Невозможно развеселить теперь Тараса: «Сурово и равнодушно глядел он на все, и на неподвижном лице его выступала неугасимая горесть, и, тихо понурив голову, говорил он: «Сын мой! Остап мой!» И дальше читаем: «Он уходил в луга, степи, будто бы за охотою, но заряд его оставался, и, положив ружье, полный тоски, садился он на морской берег». Казнь Остапа, свидетелем которой был Тарас, потрясла его. С этого момента не было больше жалости и сострадания к врагам в его сердце. Даже товарищи его, не раз участвовавшие в сражениях и много видавшие на своем веку, поражались его жестокости: «Только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением». Все пережитое сделало Тараса особенно осторожным, зорким, научило предугадывать события. Поэтому Тарас Бульба не поверил полякам, как многие его товарищи, и не стал заключать с ними перемирия, а ушел с частью казаков продолжать начатую борьбу, и никто не мог остановить его: «В виду всего воинства уходил полк, и долго еще оборачивался Тарас и все грозил». Это был уже не прежний жизнерадостный, веселый и удалой казак, а суровый и беспощадный к врагам воин. Пережитые страдания не могли сломить Тараса и убить его веру в справедливость начатой борьбы. Он продолжает ее, появляясь со своим полком в разных местах Польши, мстя за поруганную родину, погибших товарищей и Остапа. «У этого человека,- писал Белинский,- была идея, которою он жил и для которой он жил… он не пережил ее, он умер вместе с нею». В этом - трагедия и величие Тараса Бульбы.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Трагедия Тараса и его гибель в повести «Тарас Бульба». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Тарас Бульба > Трагедия Тараса и его гибель в повести «Тарас Бульба»
Тарас Бульба

Тарас Бульба


Сочинение на тему Трагедия Тараса и его гибель в повести «Тарас Бульба», Тарас Бульба