А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Основные темы и идеи лирики А Т Твардовского - сочинение

Поэзия Александра Трифоновича Твардовского стала ОМ ной из ярких страниц истории русской литературы XX века, сама судьба этого человека и поэта глубоко символична.

Твардовский вошел в литературу в середине 20-х годов. В своем раннем творчестве поэт воспевал новую деревен­скую жизнь, колхозное строительство; одну из ранних своих поэм он назвал «Путь к социализму». В его стихах тех лет явно звучит отказ от вековых традиций:
Вместо этой дедовской плесени Из угла будет Ленин глядеть.

Итогом этого раннего периода стала поэма «Страна Муравия». Ее герой, Никита Моргунок, мечтавший о счас­тье и свободном труде на своей земле, понял, что счас­тье может быть только в колхозной жизни. Читать эти стихи сегодня, когда открылось столько жестокой прав­ды о коллективизации, раскулачивании семей, истребле­нии лучших людей села, страшновато. Ведь сам Твардов­ский родился в деревне, его семья была раскулачена и сослана на Север. Но в стихах сына кулака эти трагичес­кие ноты не звучат. Он писал так, как требовали того грозные 20-е, 30-е годы, искренне считая, что на пути коллективизации народ найдет свое счастье. Поворотны­ми для поэта стали годы Великой Отечественной войны, которую он прошел фронтовым корреспондентом. В воен­ные годы поэтический голос Твардовского приобретает ту силу, ту подлинную мощь, без которой невозможно насто­ящее творчество.

Стихи Твардовского военных лет — это хроника фрон­товой жизни, состоявшей не только из героических под­вигов, но и из армейского, фронтового быта. Например, стихотворение «Армейский сапожник». Это лирические, взволнованные воспоминания о родной Смоленщине, ог­рабленной и оскорбленной врагами родной земле. Эти сти­хи, близкие к народной песне, написаны на мотив «По­зарастали стежки-дорожки...».

В стихах Твардовского военных лет звучит и философ­ское осмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии. Так, в 1943 году написано стихотворение «Две строчки». Оно навеяно фактом корреспондентской биогра­фии Твардовского: две строчки из записной книжки на­помнили ему о бойце-парнишке, которого видел он уби­тым, лежащим на льду еще в ту не знаменитую войну с Финляндией, что предшествовала Великой Отечественной. И подвига он не совершил, и война не знаменитая, но жизнь ему была дана одна-единственная. Через эту смерть постигает художник трагедию Великой Отечественной вой­ны. Возникает пронзительное по силе лиризма ощущение невозвратности потери:
Среди большой войны жестокой, С чего — ума не приложу,— Мне жалко той судьбы далекой, Как будто мертвый, одинокий, Как будто это я лежу. Примерзший, маленький, убитый На той войне не знаменитой, Забытый, маленький лежу.

Уже после войны, в 1945—1946 годах, Твардовский создает, может быть, самое сильное, самое пронзительное свое произведение о войне — «Я убит подо Ржевом». Бои подо Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, они стали одной из самых трагических страниц в ее ходе. Все стихотворение являет собой страстный моно­лог мертвого солдата, его обращение к живым. Обраще­ние с того света, обращение, на которое имеют право лишь мертвые. Так судить, так требовать ответа за все могут лишь павшие.

Стихотворение завораживает ритмом своих строк, оно довольно велико по объему, но прочитывается на одном дыхании. Знаменательно, что в нем несколько раз звучит обращение, восходящее к глубоким корням традиции. Это обращение — «братья».


 
Я убит подо Ржевом. В безымянном болоте, В пятой роте, на левом, При жестоком налете. Я не слышал разрыва, Я не видел той вспышки, — Точно в пропасть с обрыва — И ни дна, ни покрышки. И во всем этом мире, До конца его дней, Ни петлички, ни лычки С гимнастерки моей. В годы войны создана Твардовским и самая знамени­тая поэма «Василий Теркин». Ее герой стал символом русского солдата, его образ — предельно обобщенный, собирательный, народный характер в лучших его прояв­лениях. И вместе с тем Теркин — это не абстрактный иде­ал, а живой человек, веселый, умный, лукавый собесед­ник. В его образе соединились и богатейшие литератур­ные и фольклорные традиции, и современность. Теркин — это боец, герой, совершающий фантастичес­кие подвиги, описанные с присущими этому типу гипербо­лическими изысками. Он человек необычайной стойкости. Он переплывает ледяную реку, чтобы доложить о том, что: Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу! Лейтенант всего лишь просит Огоньку туда подбросить. Поэма написана с удивительной классической простотой: Пусть читатель вероятный Скажет с книжкою в руке: — Вот стихи, а все понятно. Все на русском языке. Позднее творчество Твардовского, его стихи 50-х годов — одна из самых прекрасных страниц русской поэзии XX века. Достаточно сказать, что они выдерживают такое нелегкое для поэта соседство, как стихи А. Ахматовой, Б. Пастерна­ка, а это под силу далеко не всем. Необходимо быть боль­шим художником, чтобы не потеряться на этом фоне. Литературный герой его поэзии позднего периода — это, прежде всего, мудрый человек, размышляющий о жизни, о времени, о Родине. Его поэзия открыта всем, его стихи доступны и легки. В них нет ничего наносного, лживого, путаного, лукавого. В них народная простота, мудрость, красота. Это искусство в самом высоком смысле этого сло­ва. Несомненно, поэзия Твардовского ждет своего внима­тельного прочтения и понимания.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Основные темы и идеи лирики А Т Твардовского. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Твардовский > Основные темы и идеи лирики А Т Твардовского
Александр Твардовский

Александр   Твардовский


Сочинение на тему Основные темы и идеи лирики А Т Твардовского, Твардовский