А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Основные темы и идеи лирики А Т Твардовского - сочинение



Творчество Александра Трифоновича Твардовского — это одна из ярчайших страниц истории русской литературы XX века. Сама судьба этого человека и поэта глубоко символична.
Твардовский вошел в литературу в середине 20-х годов. В своем раннем творчестве поэт воспевал новую деревенскую жизнь, колхозное строительство. Одну из ранних своих поэм он назвал «Путь к социализму». В его стихах тех лет явно звучит отказ от вековых традиций:. Вместо этой дедовской плесени Из угла будет Ленин глядеть.

Итогом этого раннего периода стала поэма «Страна Муравия». Ее герой, Никита Моргунок, мечтавший о счастье и свободном труде на своей земле, понял, что счастье может быть только в колхозной жизни. Читать эти стихи сегодня, когда открылось столько жестокой правды о коллективизации, раскулачивании семей, истреблении лучших людей села, страшновато. Ведь сам Твардовский родился в деревне, его семья была раскулачена и сослана на Север. Но в стихах сына кулака эти трагические ноты не звучат. Он писал так, как требовали того грозные 20—30 годы, искренне считая, что на пути коллективизации народ найдет свое счастье. Поворотными для поэта стали годы Великой Отечественной войны, которую он прошел фронтовым корреспондентом. В военные годы поэтический голос Твардовского приобретает силу, подлинную художественную мощь, без которой невозможно настоящее творчество.

Стихи Твардовского военных лет — это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и из армейского, фронтового быта. Например, стихотворение «Армейский сапожник». Это лирические, взволнованные воспоминания о родной Смоленщине, ограбленной и оскорбленной врагами родной земли.

В лесу, возле кухни походной, Как будто забыв о войне. Армейский сапожник холодный Сидит за работой на пне. Сидит без ремня, без пилотки, Орудует в поте лица. В коленях — сапог на колодке, Другой — на ноге у бойца. И нянчит и лечит сапожник Сапог, что заляпан такой Немыслимой грязью дорожной, Окопной, болотной, лесной, — Не взять его, кажется, в руки, А доктору все нипочем. Катает согласно науке Да двигает лихо плечом...

Эти стихи, близкие к народной песне, написаны на мотив «Позарастали стежки-дорожки...»
В стихах Твардовского военных лет звучит и философское осмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии. Так, в 1943 году написано стихотворение «Две строчки». Оно навеяно фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строчки из записной книжки напомнили ему о бойце- парнишке, которого видел он убитым, лежащим на льду еще в не знаменитую войну с Финляндией, что предшествовала Великой Отечественной. И подвига он не совершил, и война не знаменитая, но жизнь ему была дана одна-единственная. Через эту смерть постигает художник трагедию Великой Отечественной войны. Возникает пронзительное по силе лиризма ощущение невозвратности потери: Среди большой войны жестокой, С чего — ума не приложу,— Мне жалко той судьбы далекой, Как будто мертвый, одинокий, Как будто это я лежу. Примерзший, маленький, убитый На той войне не знаменитой, Забытый, маленький лежу.


 
Уже после войны, в 1945-1946 годах, Твардовский создает, может быть, самое сильное, самое пронзительное свое произведение о войне — «Я убит подо Ржевом». Бои подо Ржевом были одними из самых кровопролитных и трагических в истории войны. Все стихотворение являет собой страстный монолог мертвого солдата, его обращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое в имеют право лишь мертвые. Так судить, так требовать ответа за все могут лишь павшие, Стихотворение завораживает ритмом своих строк, оно довольно велико по объему, но прочитывается на одном дыхании. Знаменательно, что в нем несколько раз звучит обращение, восходящее к глубоким корням традиции. Это обращение — «братья». Я убит подо Ржевом. В безымянном болоте, В пятой роте, на левом, При жестоком начете. Я не слышал разрыва, Я не видел той вспышки, — Точно в пропасть с обрыва — И ни дна, ни покрышки. И во всем этом мире, До конца его дней, Ни петлички, ни лычки С гимнастерки моей. В годы войны создана Твардовским и самая знаменитая поэма «Василий Теркин». Ее герой стал символом русского солдата, его образ — предельно обобщенный, собирательный, народный характер в лучших его проявлениях. И вместе с тем Теркин — это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый, умный, лукавый собеседник. В его образе соединились и богатейшие литературные и фольклорные традиции, и современность. Теркин — это боец, герой, совершающий фантастические подвиги, описанные.с присущей этому типу гиперболическими изысками. Он человек необычайной стойкости. Он переплывает ледяную реку, чтобы доложить о том, что: Взвод на правом берегу Жив-здоров, назло врагу! Лейтенант всего лишь просит Огоньку туда подбросить. Поэма написана с удивительной классической простотой: Пусть читатель вероятный Скажет с книжкою в руке: — Вот стихи, а все понятно, Все на русском языке. Позднее творчество Твардовского, его стихи 50-х годов — одна из самых прекрасных страниц русской поэзии XX века. Достаточно сказать, что они выдерживают такое нелегкое для поэта соседство, как стихи Анны Ахматовой; Бориса Пастернака, а это под силу далеко не всем. Необходимо быть большим художником, чтобы не потеряться на этом фоне. Литературный герой его поэзии позднего периода — это, прежде всего, мудрый человек, размышляющий о жизни, о времени, о Родине. Его поэзия открыта всем, его стихи доступны и легки. В них нет ничего наносного, лживого, путаного, лукавого. В них народная простота, мудрость, красота. Это искусство в самом высоком смысле этого слова. Несомненно, поэзия Твардовского ждет своего внимательного прочтения и понимания.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Основные темы и идеи лирики А Т Твардовского. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Твардовский > Основные темы и идеи лирики А Т Твардовского
Александр Твардовский

Александр   Твардовский


Сочинение на тему Основные темы и идеи лирики А Т Твардовского, Твардовский