А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Женские образы в романе М Шолохова «Тихий Дон» - сочинение




Казачество - сословие в России особенное, но в жизни любого народа есть незыблемые истинные ценности, во многом схожие: семья, дети, нравственность. Для героев «Тихого Дона» семейное начало буквально пронизывает всю частную жизнь. Женщина-казачка в первую очередь должна быть оплотом семьи, хранительницей очага, настоящей матерью. Каждая героиня - отдельный, своеобразный человек, каждая по-своему люба автору, но раскрываются образы во многом, даже в основном, на фоне этого традиционного представления о роли женщины, и суд над ними вершится исходя из него.
Очень важна в романе связь семейного начала с фольклором. Эту связь можно проследить уже в названии романа и в эпиграфах. Мотив вечного течения Дона оказывается связанным с мотивом рода:
Украшен то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами,
Наполнена вода в тихом Дону отцовскими, материнским слезами.
Именно отсюда берут начало лейтмотивы вдовства, сиротства, материнского горя, пронизывающие все книги романа. Много песен связано с образами казачек. Каждой героине свойственна своя песня. Аксинья, «непокорная головушка», имела прекрасный голос, она, полюбив огромной любовью Григория, сама стала как песня. Песенный характер Аксиньи, ее тоска по Григорию, по семье выплескивается в песенные образы ее речи: «…тоскую я по нем, родная бабулюшка, на своих глазоньках сохну… пройдет мимо база, а у меня сердце закипает, упала б наземь, следы б его целовала…» После смерти Ильиничны Аксинья увела к себе притихших детей родного ей человека и стала нараспев рассказывать сказку о сиротке Ванюшке, который просит лебедей отнести его на «родимую сторонушку». В эту знакомую с детства волшебную сказку Аксинья вкладывает и свою тоску по семье, и материнскую нежность к осиротевшим детям, и любовь к Григорию.
И судьба Натальи предстает как «разнесчастная судьба», близкая судьбам героинь русской народной лирики. Устной народной поэзии издавна знакомы «натуры кроткие», «слезливые», «безответные жертвы тяжелого семейного быта», они безропотно покоряются воле мужа. Григорий искренне признается «ледянистой» жене: «Чужая ты какая-то… ты - как этот месяц: не холодишь и не греешь. Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся…» Наталья глубоко переживает положение нелюбимой жены. Ее глаза часто «налиты слезами», она нередко тайком «тихо всхлипывала», глотала слезы, душила рыдания. У нее «мокрые от слез ладони», от плача «вздрагивали ее плечи», «между пальцев ее блестели слезы». Особенно близки ей «голошения». Так, после ухода Григория с Аксиньей в Ягодное Наталья падает перед отцом на колени и причитает: «Батянюшка, пропала моя жизня! Возьми меня отсель! Ушел Гришка со своей присухой!.. Одна я! Батянюшка, я, как колесом перееханная!..» Но Наталья - натура «вырывающаяся», сильная. Дважды ходила она к Аксинье, своей разлучнице. Но если в первую встречу она все такая же жалкая, просящая, то спустя время, обретя семью, снова приходит уже не за милостью, а чтобы отстоять свои права: «У меня двое детей, и за них и за себя я постоять сумею!»
Часто встречается в донской народной лирике характер «игреливой» казачки. Близок к нему образ Дарьи. Подобно песенной героине, Дарья сожалеет, что не родилась казаком. Теперь же на уме у Дарьи «игрища да улица», а «волюшка» нужна ей, чтобы «нагуляться - на ходу любовь покрутить». В отсутствие Петра Мелехова Дарья резко изменилась, тщательно наряжалась, с игрищ приходила поздно, считая: «Только и нашего, пока мужьев нет». Как и песенный прототип, Дарья недолго горюет о погибшем муже. Слезы ее - «как роса падает, - солнце высушит». 
Разные по характерам, во всем не похожие одна на другую, героини «Тихого Дона» различны и по своему нравственно-психологическому складу, и по своей красоте.



 
Дарья не раз предстает перед нами красавицей-казачкой: «белым-бела, в поясу тонка», «жила она на белом свете, как красноталовая хворостинка; гибкая, красивая и доступная». Но красота ее грязная, дешевая. Наталья, оплот семьи, «всегда относилась к Дарье и к ее любовным увлечениям с чувством сожаления и брезгливости». Красота Аксиньи характеризуется как «губительная, огневая», «гордая». Печать народного осознания красоты еще в большей мере лежит на авторской характеристике Натальи. У нее бесхитростный, смущенный взгляд, «тоскующие» серые глаза - и «большие, раздавленные работой руки». Эти детали повторяются и становятся характерологическими в раскрытии образа женщины-труженицы, хранительницы семьи. Писатель обращает внимание и на духовную красоту Натальи, женщины, матери, она «прекрасная, сияющая какой-то чистой внутренней красотой». Главные героини раскрываются через отношение к детям. Дарья сама неизвестного происхождения, и к своему ребенку обращается, раздражаясь: «Поганое дите». Много в романе грубых слов, но никто не обращается так к детям. Ребенок ее умирает, когда ему не исполняется и года. Не дожив до года, умирает и ребенок Аксиньи от Степана. Родив от Григория Танюшку, она стала счастлива, приобрела горделивую осанку. Но любовь к ребенку была лишь продолжением любви к Григорию, и девочка умирает около полутора лет от роду. Детей Григория берет после смерти Натальи к себе, становится им мамой, но оставляет их, когда уезжает с Григорием. Дети являются мерилом жизненности самих героинь. Не имея детей, Дарья очень быстро умирает и как женщина. Она становится «зверь-бабой», единственная из русских героинь, кто берет в руки боевое оружие, а потом убивает безоружного. Аксинья гибнет от пули, не оставив после себя никого, «только черное солнце». Наталья уходит из семьи, режет себя, проклинает Григория и тоже гибнет. Автор приводит нас к выводу, что смерть женщины - это всегда зло, беда, это смерть семьи. А в контексте исторической эпохи это - смерть казачества.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Женские образы в романе М Шолохова «Тихий Дон». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Тихий Дон > Женские образы в романе М Шолохова «Тихий Дон»
Тихий Дон

Тихий Дон


Сочинение на тему Женские образы в романе М Шолохова «Тихий Дон», Тихий Дон