А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Проблема нравственного выбора в прозе М А Шолохова (по роману «Тихий Дон») - сочинение


Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступишь, воротиться назад невозможно. Ф.М. Достоевский

Роман-эпопея «Тихий Дон» — одно из значительных произведений ХХ века. М.А. Шолохов запечатлел наиболее трагический период в жизни страны. В «годину смуты и разврата» перед человеком остро встает проблема нравственного выбора, именно поэтому писатель-гуманист не выступает в роли судьи, а становится летописцем, бытописателем, исследователем человеческой души. Судьба мятущегося в поисках жизненной правды Григория Мелехова является сюжетным стержнем произведения.

С Григорием читатель впервые встречается в пору его юности. Налаженный уклад жизни семьи Мелеховых, приверженность традициям казачества войска Донского, желание трудиться на своей земле до изнеможения — вот система ценностей героя. «Он, — как утверждает А. Минакова, — четко осознает и определяет... основные ценности казачьего быта, уклада, типа жизни: хозяйство, служба, земля, степь и хутор». Григорий Мелехов приемлет все, что его окружает. Обладая горячим нравом и страстностью, молодой казак настойчиво добивается любви замужней женщины. Вряд ли юношу сильно волновали вопросы общественной морали в этот момент. Однако любовь Григория и Аксиньи Астаховой сразу не походила, как пишет Шолохов, «на короткую связь, и потому в хуторе решили, что это преступно и безнравственно». Герой был еще слишком молод, чтобы оценить великое чувство, возникшее между ним и Аксиньей, поэтому он подчиняется воле родителей и женится на Наталье Коршуновой. Когда же Григорий осознает, что жить с нелюбимой женщиной он не в силах, то вместе с Аксиньей покидает хутор и становится наемным работником в имении Листницких. Поступок молодого мужчины, безусловно, очень жесток, но отражает особенности характера Григория Мелехова: казак прямолинеен, решителен, не желает притворяться и убежден в своем праве на счастье. Писатель изначально стремится раскрыть сложный внутренний мир героя. В характере Мелехова много противоречивого, поэтому поведение и действия его порой неожиданны. С удивлением, например, читатель узнает, что, мучаясь сомнениями относительно своего отцовства девочки, рожденной Аксиньей, Григорий, грубоватый, резкий в словах и поступках, ни разу не высказал своих подозрений вслух, чтобы не обидеть любимую женщину. Вместе с тем в молодом казаке наряду с любовью уживалась и черствость. Его не трогали страдания покинутой им, опозоренной перед хуторянами Натальи, внешне равнодушно отреагировал он и на известие о попытке самоубийства жены.

Возможно, Григорий не хотел никому причинить душевной боли, но жизнь его складывалась как-то путано. С облегчением казак узнает о своем призыве на службу: теперь не нужно мучиться перед выбором между законной супругой и гражданской женой. Служба в армии стала для Григория очередным испытанием на человечность, нравственность. Молодой мужчина был ловок, исполнителен, ни за что не хотел мириться с произволом младших офицеров, избивавших и унижавших рядовых казаков. Он не побоялся противостоять старшему по званию: «Вахмистр, подступая к Григорию... хрипел...
— Ты мне что? Ты как гутаришь с начальством?..
— Вот что, — Григорий оторвал от сруба голову, — ежели когда ты вдаришь меня — все одно убью! Понял?»



 
Настоящим потрясением для Григория стало изуверское изнасилование его однополчанами польской девушки Франи. Он пытался защитить несчастную, но не сумел. Мы видим, что Мелехов не способен на низменные, подлые поступки. Но жизнь испытывает людей на прочность, загоняет их в сложные ситуации, заставляет делать нравственный выбор. Война становится не только страшным, трагичным периодом в жизни всей нации и отдельного человека, она определяет судьбу. С первых дней войны 1914 года полк Григория принимает участие в боевых действиях. Автор подробно описывает атаку, где герой принял боевое крещение. Тяжелым душевным испытанием оказался для Григория воинский подвиг — убийство человека, пусть даже врага: «Муть свинцом налила темя... Путано-тяжел был шаг его, будто нес за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу». Писатель сочувствует герою, понимает его состояние: «Григорий Мелехов... тяжело перемалывал в себе нудную нутряную боль... чудился ему австриец, тот, которого срубил у решетки... даже во сне, отягощенный воспоминаниями, ощущал он конвульсию своей правой руки...» Люди в сходных ситуациях действуют по-разному, так как отличаются их моральные принципы. «Перемены вершились на каждом лице, каждый по-своему вынашивал в себе и растил семена, посеянные войной», — пишет Шолохов. Кто-то «похабничал и клял все на свете», кто-то затаил в глазах боль и недоумение... А Мелехов пытался понять цену человеческой жизни, определял свое отношение к смерти, то есть делал собственный нравственный выбор. Григорий углубился в свои переживания и ощущения и понял, что не хочет быть бессловесным исполнителем чужой воли. Именно на войне произошло своеобразное «раздвоение» героя. С одной стороны, Мелехов с малых лет знает, что казак либо воюет, либо в мирное время землю пашет, с другой — стремился понять целесообразность происходящего. Григорий стыдился своих переживаний, считая их слабостью, поэтому сблизился с хладнокровным однополчанином Урюпиным, прозванным Чубатым. Чубатый с иронией воспринимал терзания Мелехова и обучал его чудовищному «баклановскому удару» шашкой, рассекавшему человека напополам. «— Человека руби смело. Мягкий он... как тесто, — поучал Чубатый, смеясь глазами. — Ты не думай... Ты — казак, твое дело — рубить, не спрашивая». Григорий перенял кровавое искусство, но бесчувственным убийцей все же не стал. Постепенно выработал герой собственный кодекс поведения. Будучи отчаянно храбрым, ловким, рубил врага, а вот на пленного никогда не поднимал руки, не снимал одежды с убитых, как делали многие его однополчане. Разумеется, длительное пребывание на войне приглушило сомнения Мелехова, но до конца не вытравило. Писатель на страницах романа не собственной волей меняет судьбы героев, но погружает их в пучину обстоятельств. Оказавшись по ранению в госпитале, Григорий знакомится с пулеметчиком Гаранжой, членом РСДРП. Под влиянием человека со сложившимися политическими взглядами герой по-новому осмыслил действительность. Чувствует Мелехов правоту многих доводов большевика. С этого времени путь нравственных исканий героя становится наиболее мучительным, ведь «разбиты» старые представления о жизни, власти, о войне, а новые взгляды пугают своей крамольностью. «Неправильный у жизни ход...» — к такому выводу приходит Мелехов. Нелегка доля Григория Мелехова — ломаная линия его судьбы. Получив отпуск, поехал Григорий к любимой женщине, а столкнулся с изменой. Но это обстоятельство примирило его с женой. Ранее постылая женщина вдруг становится желанной, словно Григорий вознаграждает Наталью сдержанной лаской за верность, за любовь. Отступает и душевное смятение героя: недолгое пребывание на родной донской земле стерло остроту слов Гаранжи. Возвращение на фронт изменило Григория. Окунувшись в атмосферу войны, герой ожесточился: «Огрубело сердце, зачерствело... С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью... четыре Георгиевских креста и четыре медали выслужил». Истинная цена геройства известна только самому Григорию, поэтому «трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза». Скрупулезно рассмотрена писателем проблема нравственного выбора именно на примере судьбы Григория Мелехова. Девять лет его жизни столь насыщены событиями, сомнениями, резкими изменениями, что хватило бы на десять человеческих судеб, а нести эту тяжелую ношу пришлось одному. «Характер Григория, — отмечает Н. Великая, — находится в непрерывном движении, в трудных поисках нравственной и исторической правды, в поисках своего пути среди «хода истории». Григорий во время гражданской междоусобицы, явившейся следствием Первой мировой войны и Октябрьской революции, послужил и «красным», и «белым», и в банде повоевал. На его совести десятки загубленных душ. Однако автор показывает, что все поступки героя обусловлены внешними обстоятельствами, потому что всякий раз речь шла о жизни и смерти самого Григория. Так, например, Мелехов вынужден был примкнуть к восставшим против советской власти казакам, потому что пьяные красноармейцы решили его расстрелять без всякого суда. Тяжело убивать Григорию братьев по крови, единоверцев, ненависть к себе глушит он пьянством, но словно какая-то страшная демоническая сила управляет этой заблудшей душой. Судьба определила меру наказания героя. Всех, кого любил Григорий, смерть у него отобрала. Такова плата «за окаянство». Финальные главы романа одновременно трагичны и оптимистичны. Похоронив Аксинью, Григорий видит «над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца». Казалось бы, наступила нравственная смерть героя, познавшего ад на земле, когда-то сделавшего все-таки неправильный выбор. Но физически он еще жив... Как приговоренному к смерти исполняют последнее желание, так и Григорию судьба позволила осуществить сокровенную мечту — побывать в родном хуторе и увидеть сына. Великий грешник опускается перед своим ребенком на колени, целует «розовые холодные ручонки», словно у мальчика просит прощения за все, что в этой жизни натворил. «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына... Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его... со всем этим огромным миром». Открытый финал романа помогает понять, что нравственный выбор определяется не столько поступками, которым, безусловно, нет оправдания, сколько душевными муками, искупающими причиненное зло...





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Проблема нравственного выбора в прозе М А Шолохова (по роману «Тихий Дон»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Тихий Дон > Проблема нравственного выбора в прозе М А Шолохова (по роману «Тихий Дон»)
Тихий Дон

Тихий Дон


Сочинение на тему Проблема нравственного выбора в прозе М А Шолохова (по роману «Тихий Дон»), Тихий Дон