А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Духовный конфликт героя повести Л Н Толстого «Юность» с окружающей средой и собственными недостатками - сочинение


1. Путь из детства в юность.
2. Юность Иртеньева.
3. Самоанализ и конфликт с самим собой.

Литературу 1850-х годов занимает непосредственное изображение внутреннего мира в герое. Живой человеческий характер, по Толстому, — это все достоинства и недостатки, положенные в форму дроби, где числитель - достоинства, а знаменатель - недостатки. При большем знаменателе дробь меньше. Мысль о текучести человека, которого нельзя отнести или к черному, или к белому - основа концепции писателя. «Детство», по замыслу автора, должно было показать «теплоту и верность чувства», «Отрочество» - скептицизм, неопытность и гордость, «Юность» - тщеславие и неуверенность в самом себе, лишь позже человек узнает себе цену.

В трилогии впервые появился толстовский герой-правдолюбец, черты его развиваются и крепнут в Николеньке Иртеньеве. Он знает свои слабости, недостатки, недоволен собой, и воспоминания - это оценка пройденного им пути. Он недоволен настоящим, поэтому и обращается к прошлому. По мнению автора, ребенок остается в душе взрослого человека, и это непосредственное детское отношение к жизни помогает взрослому.

В детстве, избавляясь от пелены, закрывавшей его глаза, приобретая способность анализировать и рассуждать, Николенька видит неблагополучие в семейных отношениях родителей, развенчивает образ отца, холодного игрока, проматывающего наследство детей, рано узнает правду о материальном положении семьи. Он рано осознает, что жизнь не так безоблачна, как кажется ребенку. Например, осознает, что не все люди равны. Уже будучи взрослым человеком, он понимает, что жизнь Натальи Савишны, его няни, была искалечена по прихоти его деда, видит конец жизни Карла Ивановича, получившего отставку «по старости». Ему открывается у гроба матери то, что он заботится о том, какое впечатление произведет он на людей, он хочет больше «казаться», чем «быть», начинает презирать себя.

 
В этой сцене Николенька уже не ребенок, он переходит в новый отрезок жизни - отрочество. Это подросток с обостренной потребностью в самоанализе, он видит и неприглядные стороны жизни, грустит по детству. В «Отрочестве» герой выходит из семейного мира в мир людей, которым он безразличен. Для Николеньки это самый тяжелый период его жизни. Он чувствует разобщенность людей, горько воспринимает жестокость и несправедливость. Потрясением для него становится опять же обнаружение этих качеств в его родных: бабушке, отце. Он приходит к скептицизму, конфликту с окружающей средой. Отрочество представлялось герою пустыней, которую он стремился преодолеть, чтобы быстрее достичь «исполненной прелести и поэзии» юности. Юность предстает как обновление и более зрелое возвращение к детству, через понимание драматизма жизни. В этот период герой избавился от скепсиса и опять думает о наполняющем жизнь добре и счастье. Опять у Николеньки возникает желание объединения с людьми. Он ищет в жизни свое место: «Надо скорей, скорей, сию же минуту сделаться другим человеком и начать жить иначе». Вместе с другом, Дмитрием Нехлюдовым, он разрабатывает программу нравственного самосовершенствования. Программа призвана устранить несправедливость в жизни. Но опять Николенька сталкивается с противоречием между мечтой и действительностью. Он мечтает о том, как станет лучшим студентом, а потом - великим ученым, но внезапно для себя осознает, что им движет тщеславие, и стыдится этого. Он сам невольно разоблачает идеал комильфо. Отличный французский язык, длинные ногти, умение кланяться, танцевать и разговаривать, равнодушие ко всему, презрительная скука и манера одеваться - это отнюдь не назначение человека, не самостоятельное его положение в обществе. Он находит в себе такой недостаток, как самолюбование, а слишком рациональная программа приводит героя к раздвоению: он тянется к светским развлечениям и не в силах соблюдать жесткие требования программы. Николенька убедился, что на студентов-разночинцев его одежда и прононс не произвели никакого впечатления, они лучше учатся, а Николенька-первокурсник проваливается на экзамене по математике. После он решает, что с праздным времяпровождением покончит. Он осознал противоречия, которые мешают его духовному росту. Пафос трилогии Толстого - защита лучшего в человеке от дурного влияния. Н. Г. Чернышевский по достоинству оценил психологизм Толстого, заметив, что психологический анализ поступков, чувств и мыслей других людей выражает силу таланта писателя, склонность его к самоанализу и самонаблюдению. Чернышевский замечает в писателе основные «две черты - глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота». Писателю присущ морально-этический пафос, высокие нравственные идеи. По словам самого Толстого, больше всего он интересовался «психическим процессом, его формами, законами, диалектикой души». Взросление Николеньки и взросление его души мы и видим на протяжении знаменитой трилогии.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Духовный конфликт героя повести Л Н Толстого «Юность» с окружающей средой и собственными недостатками. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Толстой > Духовный конфликт героя повести Л Н Толстого «Юность» с окружающей средой и собственными недостатками
Лев Толстой

Лев  Толстой


Сочинение на тему Духовный конфликт героя повести Л Н Толстого «Юность» с окружающей средой и собственными недостатками, Толстой