А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Роль детали в повестях Л Н Толстого(на примере одного произведения) - сочинение



Одна из важных художественных особенностей стиля Л.Н. Толстого— яркость, свежесть детали, сочные, живописные мазки для передачи естества жизни. Их роль для понимания идейно-художествен- ного замысла писателя чрезвычайно велика.

Г Так, например, в одной из лучших повестей писателя деталь помогает нам представить отношение Толстого к жизни и смерти его героя Ивана Ильича. Чтобы яснее представить себе роль художественной детали, необходимо понять философский смысл произведения. Согласно философии Толстого,смертный человек умирает физически, дух же человеческий возвращается в безоблачные выси всеобщей Божественной Любви. При жизни душа Ивана Ильича была мертва, а умер он для новой жизни.

Когда начинается повествование, Иван Ильич уже мертв. Однако между мертвым телом и людьми, обсуждающими эту смерть, разница невелика, поскольку существование их равноценно смерти, а не жизни. В самом начале мы обнаруживаем одну из многочисленных тем рассказа — бесчувственную пошлость, бессмысленность и бездушие жизни городского чиновничества, в которой сам Иван Ильич еще недавно принимал живое участие. Сослуживцы гадают о том, как его смерть повлияет на их перемещения по службе. Вся первая глава пронизана мрачным мотивом. Это подчеркивает множество деталей: глазетовая крышка гроба с кисточками, «запах ладана, трупа и карболовой кислоты». До мельчайших подробностей описывает Толстой и самого мертвеца. На его лице, ставшем красивее и значительнее, чем было у живого, выражение «упрека или напоминания живым». Однако живые не внемлют грозному предупреждению. Они не хотят думать о смерти. Таков был и сам Иван Ильич в молодости. Вспомним очень важную деталь: после окончания учебы он повесил на брелоки медальку с надписью: «reprice finem» («предвидь конец»), но никогда на протяжении своей жизни не вспоминал о ней. Резким контрастом мертвому, неподвижному телу является игривость одного из посетителей, Шварца, который думает только о том, как бы приятно провести вечер, играя в винт. Эту игривость Толстой постоянно подчеркивает в характере и внешности Шварца. Даже стоит он, «играя обеими руками за спиной своим цилиндром».

В квартире Ивана Ильича о нем и его жизни напоминают многие вещи. Так, Петр Иванович, глядя на обитую розовым кретоном гостиную, вспоминает, как Иван Ильич советовался с ним об этом самом кретоне. В столовой он видит часы, которые хозяин купил в антикварном магазине и был очень рад покупке. Часы появляются в повествовании несколько раз. Эта деталь подчеркивает тупую механическую заведенность жизни. Умирающий Иван Ильич, для которого время уже остановилось, требует часы, чтобы узнать, что делается «там», в мире живых, в его семье. Дочь, которую тяготит пребывание у постели отца, посмотрев на часы, которые он сам подарил ей, сообщает, что пора ехать в театр. Все это ставит человека на уровень неодушевленных предметов, а предметы становятся действующими лицами. Так, в сцене разговора вдовы Ивана Ильича, Прасковьи Федоровны, с Петром Ивановичем низенький пуф «стал волноваться и подталкивать» его, когда тот приподнялся, а затем «стал бунтовать и даже щелкнул». Немного позже вдова пододвигает Петру Ивановичу пепельницу, так как пепел его сигары, «угрожал столу».


 
Вещи живут своей жизнью, а человек становится рабом этих вещей. Иван Ильич, по воле Толстого, окидывая взглядом свою жизнь, видит, что высшим взлетом его счастья в этой жизни было назначение на высокую должность и возможность снять дорогую квартиру для себя и своей семьи. Но как только Иван Ильич достиг вершины обывательского счастья, на него обрушилась смерть. Вешая гардину, он упал с лестницы и повредил почку, что и послужило началом смертельной болезни. Позже он мрачно шутит, что на этой гардине, как на штурме, он потерял свою жизнь. Все прежние ценности теряют для него значение. Остается лишь боль и страх. Однако привычный мир пока дает ему забвение от страшных мыслей. Обращает на себя внимание одна деталь: он видит на лакированном столе царапину, ищет причину и находит ее в бронзовом украшении альбома, составленным им с такой любовью. Он начинает переставлять альбомы, спорит с женой и дочерью, и «все ..л хорошо», потому что не думает о главном — о смерти. Но смерть властно напоминает о себе. И более всего Иван Ильич чувствует собственную немощь при виде здоровых и сильных людей. В портретах, во внешности его близких, слуг, доктора Толстой подчеркивает те детали, которые подчеркивают их физическое здоровье. Однако в конце рассказа изможденный, измученный Иван Ильич обретает новую жизнь — жизнь души. Финальная тема рассказа может быть сформулирована вопросом Ивана Ильича: «Что если вся жизнь была неправильна?» Он вспоминает свою жизнь и понимает, что лучшие ее мгновения связаны только с детством. И все вокруг настойчиво возвращает его в те действительно счастливые годы. Чернослив напоминает ему тот чернослив, который он ел в детстве. Дорогой сафьяновый диван и ссора из-за него с женой вызывает воспоминания о сафьяновом портфеле отца, разорванном ими, детьми. «Но сафьян другой был, и другая ссора...» Все было другим, настоящим. А вся последующая жизнь оказалась ложной. Высший свет озаряет его сознание. Пропадает страх смерти, «вместо смерти был свет». Свет обретает в произведении символическое значение. Сам Иван Ильич в молодости, «как муха к свету, тянулся к наивыше поставленным в свете людям». Шурин видит серьезность положения по отсутствию в его глазах света. Надеясь отогнать страшные мысли, Иван Ильич хочет зажечь свечку и роняет ее на пол. Но он уже понимает: «Зачем? Все равно». Но, увидев перед смертью свет иной жизни, он испытывает безграничную радость, приобщаясь к высшему бытию: «Кончена смерть, — сказал он себе. — Ее нет больше». Теперь представим себе, что повесть не была бы насыщена всеми этими яркими деталями. Нет,. не произвела бы она на нас столь большого впечатления, не заставила бы так серьезно задуматься над вечной проблемой жизни и смерти. Перед нами было бы всего лишь философское рассуждение, а не рассказ о живом человеке, о его мыслях, чувствах, страданиях и прозрении. Именно этим и притягивает нас художественный мир произведений Толстого.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Роль детали в повестях Л Н Толстого(на примере одного произведения). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Толстой > Роль детали в повестях Л Н Толстого(на примере одного произведения)
Лев Толстой

Лев  Толстой


Сочинение на тему Роль детали в повестях Л Н Толстого(на примере одного произведения), Толстой