А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема Художественный мир Л Н Толстого - сочинение



План:
1. Мировоззрение Л.Н.Толстого
2. Основные вехи творчества
3. Особенности поэтики

Литература:
1. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 22 т. - М., 1978 –74.
2. Шкловский В.Б. Лев Толстой.- М., 1967.
3. Гудзий Н.К. Л.Толстой.- М., 1960.
4. Храпченко М.Б. Л.Толстой как художник. - М., 1971.
5. Галаган Г. Худож.-этич. искания. - М.,1981
6. Громов П.П. О стиле Л.Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мир».-Л.,1977.
7. Виноградов И. Духовные искания русской классики. - М., 1987.
8. Фортунатов Н.М. Творческая лаборатория Л.Толстого.- М.,1983.

1. Немного найдется в мировой литературе писателей, которые с таким постоянством и страстью питались обрести смысл жизни, дойти «до корня»…
Толстой: «Мне трудно понять себя таким, каким я был год тому назад». Слова 35-летнего писателя.
Бунин в своей работе о Толстом со слов очевидцев приводит слова жены великого художника, брошенные ею в упрёк мужу: «Ну, да, ты ведь постоянно так: нынче одно, завтра другое, все меняешь свои убеждения». Толстой отвечал: «Всякий должен их менять, стремиться к лучшему».

Когда Толстой терял смысл жизни ( а такое случалось не раз ), он просто переставал писать. Толстой: «Я полагаю, что задача пишущего человека одна: сообщать другим людям те свои мысли, верования, которые сделали мою жизнь радостною» (т. 64, с.40)
Нет радости – нет книг! Дважды – в конце 50-х и в конце 70-х-начале 80-х – писатель пережил кризис мировоззрения. В обоих случаях это повлекло за собой и изменения в образе жизни и, конечно, литературной позиции.
50-е годы характеризуются желанием вспорхнуть над жизнью, замкнуться в мире профессиональных литературных интересов. ( В эти годи он уже знаменитый автор «Детства» и Севастопольских рассказов). Толстой в письме к Боткину В.П. признаётся, что пробовал «сказать себе, что я поэт и что мне есть другая деятельность, и махнуть на всё рукой…». Ковалевскому Е.П.: «…я открыл, что возмущение – склонность обращать внимание преимущественно на то, что возмущает, есть большой порок и именно нашего века».
Но ожидаемого спокойствия и уверенности в окончательном обретении смысла жизни Толстой не находит. И через 4 года, полностью отданный литературе, он пишет Фету: « А повести всё – таки писать не стану. Стыдно, когда подумаешь: люди плачут, умирают, женятся, а я буду повести писать, «как она его полюбила». Глупо, стыдно. Это был первый «разрыв отношений» с литературой, вызванный разочарованием и в жизненной и в писательской позиции.
И вот в октябре 1857 г. в письме к А.А.Толстой он изложил догматы своей новой веры. «Вечная тревога, труд, борьба, лишения – это необходимые условия, из которых не должен сметь думать выйти хоть на секунду ни один человек, Только честная тревога, борьба и труд, основанные на любви, есть то, что называют счастьем, Да что счастие – глупое слово; не счастие, а хорошо; а бесчестная тревога, основанная на любви к себе – это, - несчастье. Вот вам в самой сжатой форме перемена во взгляде на жизнь, происшедшая во мне в последнее время».

Завершение этого сложного внутреннего процесса, в результате которого Толстой из человека с позицией «над схваткой» превратился в « горячего протестанта, страстного обличителя, великого критика», привлекшего своей позицией внимание революционера Ленина, - это произошло только в 80-х годах.
Многие, наверное, помнят страницы «Анны Карениной», где говорится о его герое Левине следующее: «…и счастливый семьянин, здоровый человек, Левин был несколько раз так близко к самоубийству, что прятал шнурок, чтобы не повесится, и боялся ходить с ружьём, чтобы не застрелиться…» А вот отрывок из знаменитой толстовской исповеди: «Я всеми силами стремился прочь от жизни. Мысль о самоубийстве пришла мне так же естественно, как прежде приходили мысли об улучшении жизни, Мысль эта была так соблазнительна, что я должен был употреблять хитрости против себя, чтобы не привести её слишком поспешно в исполнение…»…
Что же произошло?
Толстой сформулировал для себя главный вопрос, который его мучил так: « Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?» Он понял, что в основе всех «странностей» его жизни лежит именно этот вопрос, возникающий перед лицом смерти – вопрос о смысле человеческого существования.
И вот Толстой начинает поиск ответа на этот «вопрос жизни», забыв о хозяйстве, жене, детях, отдыхе… Он обращается к точным наукам…Безрезультатно. В отчаянии он обращается к «умозрительной» стороне человеческого знания – философии (Сократ, Шопенгауэр, Будда…), в живом опыте простых людей. В отчаянии он обратился к религиозной вере. Это был вынужденный, нелёгкий шаг для человека эпохи кризиса религиозного сознания! (Ницше: «Бог – умер»). Как отмечает Виноградов, это был кризис этических иллюзий в стихийном безрелигиозном гуманизме, переживаемый обществом. Он нашел своё выражение и в личном кризисе, который переживал Толстой.
Итак, Толстой обратился к религиозной вере, но не с радостью прощеного грешника, а как бы по принуждению. «…Я пришел ведь потому, что помимо веры, я ничего, не нашел, кроме погибели, поэтому откидывать эту веру нельзя было, и я покорился». Для Толстого в ситуации «отпадения от веры» принять веру означало принять «неразумное знание». Да ведь и задавая свой « вопрос жизни», он спрашивает именно о разумном смысле жизни.
Это важно понять. Потому что именно с этих позиций Толстой не только начинал свой путь в веру. Он его и проделал именно с этих позиций. Правда, для того, чтобы быть последовательным, он разработал своё собственное учение, которое и получило потом название «толстовство».
За годы своей долгой жизни Толстой изменился во многом, но только не в этом. Не даром апологетическая тема человеческого разума лейтмотивом проходит через всё его творчество.
Для Толстого нет никаких сомнений, в том, что «всякая проповедь, утверждающая что-либо противное разуму, есть обман, попытка устранения единственного данного Богом человеку орудия познания» («Христианское учение»). Об этом он говорит и в таких своих трактатах, как «О жизни», «К духовенству».
Толстой пытался создать религию, очищенную от таинственности, основанную только на разуме. Одно из центральных его сочинений, которое излагает его миросозерцание, так и озаглавлено: «Царство Божие внутри нас, или Христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание» (1893).
Толстой решил осуществить «очищение» христианской веры от всей лжи и наносов, от суеверий и бессмыслиц («Критика догматического богословия»).
Толстой считает, что простой расчёт заставляет человека искать высшее благо. Высшее благо, которое не выглядит перед лицом смерти бессмысленным – любовь, чувство радости от бескорыстного служения другим людям. В «Царстве Божием внутри нас» Толстой спрашивает: «если человек может спастись искуплением, таинством, молитвами», то зачем ему тогда «добрые дела»?
Толстой резко отвергал такое понимание учения Христа, по которому Христос проповедовал лишь личное спасение, но не касался вопросов общественной жизни на земле и вообще переносил разрешение всех «земных» стремлений и надежд человечества в будущий загробный мир. Для религии Толстого характерна интерпретация христианства как активного общественного жизнестроению.
Из этого центрального ядра вырастают и все те конкретные программы общественного поведения, которые мы в таком изобилии находим у Толстого. Вплоть до знаменитого «непротивления злу насилием». Это означает требовательное и решительное неповиновение злу, которое господствует в обществе (братоубийственные войны, государственное насилие, социальная несправедливость, экономическое угнетение, «обманы» церкви и правительства, ложь продажной прессы и продажного искусства), но не прибегая к насилию. Ленин восторженно принял такую позицию великого художника относительно спасения человечества, однако последний пункт им яростно критиковался.
Проблема Толстого в том, что он приучал себя верить в Бога как причину причин мира, как в духовное начало, которое установило разумный порядок; но о том, каков именно этот порядок, в чём его высшая суть, какое место в нём отводится человеку, он не имел каких-либо внятных высказываний. Толстой: «Могу только догадываться…» А если конечные цели Бога не известны, то может быть и категории добра и зла относительны и выдуманы самим человеком…
Толстой: «Как-то спросил себя: верю ли я, точно ли верю в то, что смысл жизни в исполнении воли Бога…»




 
Виноградов И.: Толстой – один из наиболее ярких выразителей того же в развитии всемирного кризиса религиозного мировоззрения, начавшегося ещё в эпоху Возрождения, который нашел своё отражение и в религиозно-этических исканиях таких его современников, крупнейших представителей русской религ.-этич. мысли , как Соловьёв и Леонтьев, Бердяев и Булгаков, Шестов и Розанов, Мережковский, Флоренский и Франк. Гадательное прочтение Божьей воли, которое явили их концепции, также основывалось на попытке примирить «разум» и «веру». 2. Основные вехи творчества. 1852 г. – «Детство», 1854 г. - «Отрочество», 1857 г. – «Юность». Автобиографическая трилогия стала знаменательным событием в русской литературе. Автобиографизм заключается не в совпадении деталей, а в сходстве духовного пути автора и его очень впечатлительного героя – Николеньки Иртеньева, от имени которого ведется повествование. Автобиографическая трилогия Толстого не была предназначена для детского чтения. Скорее это книга о ребенке для взрослых. По Толстому, детство есть норма и образец для человечества. Т.к. ребёнок ещё непосредственен, то он не разумом , а безошибочным чувством усваивает простые истины. Он в состоянии устанавливать естественные отношения между людьми, поскольку не связан ещё внешними отношениями знатности, богатства и т.п. Повествование от имени мальчика даёт писателю в этом плане большие возможности. Интересно посмотреть на мир с точки зрения «естественного» детского сознания, показать трудности жизненного пути героя как результат утраты свежего, непосредственного мировосприятия, принимающего «правила игры» его среды. Не случайно авторская позиция и позиция его героя наиболее близки в первых частях трилогии. В «Юности» они заметно расходятся. Николенька и его мировосприятие становятся объектом суровой критики. Герой проходит через различные жизненные испытания – суету светского тщеславия, аристократические представления о «порядочности -прежде чем он начинает сомневаться в справедливости привычных взглядов и ощущает необходимость выхода на новый уровень миропонимания и возможность этого шага. Толстой «угадал» насущные требования русской литературы середины 19 в., в которой усиливается психологическое начало. В 1853 году он записал в дневнике: «Теперь… интерес к подробностям заменяет интерес самих событий». И уже в его автобиографической трилогии отчетливо виден напряженный интерес писателя не к внешним событиям, а к «диалектике души» главного героя, как писал Чернышевский. Именно «диалектика души» во многом определила художественную систему первых произведений Толстого и почти сразу была воспринята как одна из важнейших особенностей его таланта. Заметной вехой в эволюции творчества Толстого явился цикл «Севастопольские рассказы», опубликованный в некрасовском «Современнике» в середине 50-х гг. Для читателя того времени очерки Толстого представляли интерес прежде всего как живое свидетельство очевидца, как своеобразный репортаж с места события. Объективно годы, проведенные Толстым в обстановке военных действий сначала на Кавказе, а затем в Крыму, где он участвовал в обороне Севастополя, были серьёзной школой формирования его таланта. Впервые в его творчестве возник обобщенный образ русского народа, встающего на защиту своей родины; было положено начало реалистическому изображению войны и психологического состояния человека на войне в русской литературе. Новый взгляд на войну как на работу, лишенную ореола романтики, красивости, восприятие её с точки зрения простого солдата явилось художественным открытием писателя. Поражение России в Крымской войне обострило социальные и общественные противоречия в русской жизни к средине 50-х годов. Это отразилось на творчестве Толстого. Он обращается в своих произведениях к иной тематике – крестьянской. Его новые произведения – «Утро помещика» (1856), «Люцерн» (1857), «Казаки» (1852-1863). Однако изменение тематики не меняет основного направления творчества Толстого, который в своих новых произведениях запечатлел разные варианты исканий героя, переступившего порог юности. Генетически эти произведения были связаны с автобиографической трилогией Толстого. И кто не распознает автобиографическое начало в толстовском «Утре помещика»? В рассказе главный герой Дмитрий Нехлюдов искренне желает облегчить жизнь своих крестьян, но сталкивается с непониманием и неприятием любых его предложений (проблема столкновения двух социальных психологий). С Дмитрием Нехлюдовым читатель будет иметь возможность встретиться не однажды: в рассказе «Из записок князя Д.Нехлюдова. Люцерн», написанного по живым впечатлениям первого заграничного путешествия Толстого, и в последнем романе Толстого «Воскресение». И в том и в другом случае прослеживается последовательное противопоставление простых первобытных чувств человека к человеку губительному влиянию цивилизации на природу (в том числе и на природу человека). В «Воскресении» обличительный пафос усиливается, приобретая более выраженный социальный характер. Природа и человек, живущий по законам природы, представляют, по Толстому, высшую этическую и эстетическую ценность. Они способны очистить, облагородить и нравственно исцелить человека, выросшего в праздной городской атмосфере, в «цивилизованном» обществе. Именно с этой целью герой повести «Казаки» дворянин Оленин отправляется на Кавказ, мечтает сблизиться с казаками. Но типично «руссоистский» сюжет разрабатывается Толстым по законам реалистического искусства. Никогда писатель не переходит границ, за которыми начинается нарушение жизненной правды. Никакого искупления не происходит и произойти не может. Оленин для Марьяны, дяди Ерошки навсегда остаётся человеком чужой, враждебной культуры. Далёк Толстой и от идеализации казачьей жизни: патриархальные традиции и здесь постепенно исчезают (дядя Ерошка оказывается в определённой степени чужим и непонятным для молодых казаков). В начале 60-х гг. писатель приступил к работе над романом «Декабристы», но постепенно перешёл от замысла произведения о возвратившемся из Сибири декабристе к большому историческому полотну. Женившись в 34 года, начав новый этап в своей биографии (семейная тема – важнейшая для него), он испытал прилив творческих сил. 1863-1869 гг. отданы «Войне и миру». Публикация первых частей – под названием «1805 год» (один из замыслов имел название «Всё хорошо, что хорошо кончается»: предполагалось оставить в живых Андрея Болконского и Петю Ростова).Реализация первоначальных намерений колоссально превзошла их, обеспечив ему, по словам Тургенева, первое место среди современных писателей. По сути, Толстой совершил художественное открытие, которое потребовало новых жанровых рамок. М.Горький запомнил слова самого автора о своём произведении: «Без ложной скромности – это как «Илиада». В определении жанровой природы «Войны и мира» до сих пор нет единства среди литературоведов. Вслед за А.В.Чичериным «Войну и мир» называют романом-эпопеей. Впервые в истории литературы было создано произведение, которое сочетает в себе повествование о событиях общенационального значения и рассказ о личных судьбах людей; картины нравов и широкую панораму европейской жизни, яркие типы светской и народной среды, изображение самого хода истории и философские рассуждения о таких сложных теоретических понятиях, как свобода и необходимость, случайность и закономерность, роль личности в истории и т.д. Любопытно, что ещё в пору, когда роман Толстого носил название «1805 год» Тургенев, самый популярный тогдашний писатель, писал приятелю: «К истинному своему огорчению, я должен признаться, что роман этот мне кажется положительно плох, скучен и неудачен. Толстой зашел не в свой монастырь – и все его недостатки так и выпятились наружу. Все эти маленькие штучки, хитро подмеченные и вычурно высказанные, мелкие психологические замечания, которые под предлогом «правды», выковыривает из-под мышек и других тёмных мест своих героев, - как это мизерно на широком полотне исторического романа!» Это одна из самых ранних оценок и позже Тургенев своё мнение изменил. Однако, если пафос высказывания Тургенева изменить с негативного на объективный, то можно констатировать, что Толстой действительно не упускал возможности внести уточняющие штрихи в общую картину. «Толстой виртуозно чередовал широкие мазки с мелкими, и именно мелкие – создают лицо романа, его уникальность, его принципиальную неповторимость. Потомки отнюдь не осуждали «штучек» Толстого и воспринимали «Войну и мир как широкое эпическое полотно, как монумент. «Штучки» - вроде тяжёлой поступи княжны Марьи, усиков княгини, некрасиво-очаровательного лица Наташи Ростовой (мужчины Толстого гораздо более привлекательны внешне, исключая Пьера Безухова) - вполне справедливо воспринимались как приёмы портретных характеристик. Но не только. Внимательный читатель увидит, что толстовская деталь безраздельно господствует в романе: она рисует образы, направляет сюжетные линии, строит композицию, наконец, воссоздаёт целостную картину авторской философии. Так, например, Толстой был уверен, что мир непостижим, как непостижим Бог и Его воля. Божественная бессмыслица – главный элемент его книги, проявляющийся прежде всего в деталях, репликах, без которых, казалось, можно было бы обойтись (от бессмысленности конкретных реплик, действий - к осознанию трагической бессмысленности судьбоносных событий; см., напр. «Мадагаскар» Наташи). Главная идея произведения, по словам самого писателя, «мысль народная». И это при том, что почти все герои Толстого - дворяне. Известно, что непосредственно теме народа посвящено 8% книги, и что после выхода книги в свет Толстого упрекали в отсутствии образов интеллигенции, разночинцев, в небольшом количестве народных сцен. Толстой признавался, что другие слои российского населения ему неинтересны, что он знает и хочет описывать российскую аристократию. Но если учесть, что все герои романа Толстого сгруппированы и оценены им с точки зрения их близости или отдалённости от народа, то этот % резко возрастёт. Толстой выдвигает определённые критерии, с помощью которых он определяет ценность человеческой личности: отношение человека к родине, народу, природе, способность к самоанализу, глубине переживаний, нравственные искания. Главное обвинение, которое Толстой предъявляет петербургскому светскому обществу, ведущему «призрачную», искусственную жизнь, заключается в оторванности от народа, особенно в годину грозных испытаний. Основной принцип изображения Толстым отрицательных персонажей – статика. Их нравственный мир всегда примитивен, лишён интеллектуального богатства и моральной привлекательности, им не дано живого восприятия природы (характерны мотивы кукольности, игры). См.: Элен и Василий Курагины, Адольф Берг, Борис Друбецкой, Растопчин. О героях Толстого в «Войне и мире» Е.А.Маймин писал: «Он не любит тех своих героев, в которых отсутствует жизнь, неповторимая личность. В то время как его любимые герои – люди движущиеся, люди пути, нелюбимые, напротив, внутренне неподвижные, безличностные, без пути. Это противопоставление чётко раскрыто на примере Наташи Ростовой и Элен. Наташа становится своеобразным эталоном для Толстого. Она нередко помогает Толстому оценить душевные качества других персонажей. Все любят Наташу. За что? Не за красоту. В отличие от Элен она скорее некрасива (см. библейское: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» , 1 Петра 3:3-4.). Не за ум - она «не удостаивает быть умной». Любят её за душевное обаяние, внутреннюю прелесть, чуткость и неистребимую любовь к людям, поразительную интуицию, за то народное начало, которое позволяет ей «понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке». (См. мысли Толстого о русском человеке.). Не удивительно, что для Толстого именно Наташа становится идеалом женственности и материнства, сосредоточив в своём образе и толстовскую излюбленную» мысль семейную». Приват духа над разумом красной нитью проходит через весь роман. Не случайно именно под воздействием Наташи князь Андрей открывает для себя возможность радоваться жизни; для него воскресает прелесть молодости, природы, поэзии. И это тем более показательно, что в начале романа он показан человеком с рационалистическим типом сознания ( который он унаследовал от своего отца), не умеющим жить сердцем. (См. также влияние капитана Тушина на мировоззрение Болконского, Платона Каратаева на Пьера Безухова). В соответствии со своей философией непостижимости Божьей воли Толстой строит концепцию истории. Согласно этой историко-философской концепции только деятельность отдельного человека может быть осмысленна и разумна (?), иметь свою цель. Что касается развития человечества в целом, то оно происходит бессознательно, стихийно. Конечные цели истории, если они и существуют, человеку не известны (!) Кутузов, в изображении Толстого, был преимущественно наблюдателем. Толстой пишет, что в нём «вместо ума (группирующего события и делающего выводы) одна способность спокойного созерцания хода событий… Он ничего не придумывает, ничего не предпринимает, …но все выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит». Толстовский Кутузов презирает знание и ум, выдвигая в качестве высшей мудрости нечто необъяснимое, субстанцию, которая выше и важнее знания, ума – дух, душа. А что Толстой подразумевает под этими понятиями? Толстой пишет: «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». Преимущество Кутузова над Наполеоном в романе Толстого неоспоримо. Сила Кутузова в том, что он, в отличие от Наполеона, учитывал объективный ход событий, понимал народный характер Отечественной войны и был кровно связан с жизнью своего народа. Основные принципы романа Толстого – историзм, психологизм, народность. Овладев ими, можно садиться писать роман о войне. Может именно поэтому всё, что написано в русской литературе о войне несёт на себе печать «Войны и мира». Это воздействие испытали на себе и Фадеев, и Шолохов, и Симонов, и Солженицын, и Гроссман и др. менее знаменитые. Явное исключение составляет «Доктор Живаго» Пастернака, шедший за поэтической традицией. 1873-1877 гг. – «Анна Каренина», которая была задумана как семейно-бытовой роман о неверной жене. Но в процессе работы замысел углублялся… Истоки трагедии Анны не только во внешних препятствиях, но и в ней самой, в характере её страсти, в невозможности уйти от укоров совести… Новаторство Толстого проявилось, во-первых, в значительном расширении жанровых рамок семейно-бытового романа, который под его пером превращается в роман социальный. Во-вторых, - в изменении его сюжетной организации. Полностью игнорируя существующие традиции, Толстой не прекращает повествование ни после женитьбы Левина, ни после самоубийства Анны. Психологизм в «Анне Карениной» углубляется. Многообразные мотивы эпизоды романа объединяются на основе развития авторской излюбленной идеи о том, что жизнь для себя – это зло, а жизнь для других это добро. Все действующие лица располагаются согласно степени приближённости к этим полюсам.…Сложность структуры произведения потребовала и особых средств художественной выразительности: использование поэтических символов, внутренних монологов и даже внутренних диалогов и т.д. Проблематика «Анны Карениной» подводила Толстого к идейному кризису, самому решительному перелому в его мировоззрении, который произошёл у него в 70-80- гг. Стремясь реализовать на практике свои взгляды и свои новые требования к писательскому труду, Толстой создаёт ряд народных рассказов: «Чем люди живы», «Два брата и золото», «Упустишь огонь – не потушишь», «Много ли человек земли нужно» и др., которые по стилю близки к фольклорным произведениям – притчам, сказкам, легендам. Он рассматривал свои народные рассказы как своеобразное практическое руководство для повседневной жизни, как опыт создания новой литературы, адресованной читателю всех сословий и всех возрастов. Свои возвышенные идеи Толстой нередко выражал в форме религиозной проповеди, которые содержали учение о кротости и терпении. К народным рассказам по содержанию, внутреннему пафосу и стилю близки народная драма «Власть тьмы» (1886), остроумная комедия «Плоды просвещения» (1890), повести «Холстомер» (1861-85), «Смерть Ивана Ильича»(1881-86). В художественных произведениях, созданных после «перелома» Толстой раскрывал весь ужас таких негативных сторон жизни, как ложь, обман, бездуховность, заставлявших наиболее чутких и совестливых людей страдать, мучиться и даже совершать преступления (провести параллель с Достоевским). См.: «Крейцерова соната», 1887-89, «Дьявол», 1889-90, «Отец Сергий», 1890-1900. Наиболее полно новые настроения Толстого выразились в его романе «Воскресение», 1889-99, «Живой труп», «Хаджи-Мурат», 1896-1904, «После бала», 1903 и др.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема Художественный мир Л Н Толстого. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Толстой > Тема Художественный мир Л Н Толстого
Лев Толстой

Лев  Толстой


Сочинение на тему Тема Художественный мир Л Н Толстого, Толстой