А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Характеристика образа Ивана Сударева в рассказе «Русский характер» - сочинение



Иван Сударев не только рассказчик, но и действующее лицо произведения со своим отношением к происходящим событиям. Человек он наблюдательный, отзывчивый, с большим жизненным опытом. Сударев хорошо понимает людей, умеет в них видеть главное, на него во всем можно положиться. Он опытнее многих других героев рассказа, взгляды его шире. Иван Сударев склонен даже к известным обобщениям (см., например, его рассуждения о русском характере, о поведении человека на войне). И в житейском плане он человек бывалый, может и совет хороший дать (например, Егору Дремову Сударев советует скорее написать письмо матери и рассказать всю правду о себе), и поддержать товарища в трудную минуту. Иван Сударев интересен еще и тем, что все события в рассказе «Русский характер» даны через его восприятие, его глазами, хотя, как уже отмечалось, многие его мысли и суждения очень близки А. Н. Толстому.

Рассказ «Русский характер» построен не совсем обычно. Это произведение, в основе которого лежит история, рассказанная одним из участников событий о своем друге и товарище, иначе говоря, рассказ в рассказе. С подобным построением произведения читатели позднее встретятся еще не один раз. Поэтому особенно важно поставить перед учащимися вопрос из учебника-хрестоматии: «Какова роль Ивана Сударева в рассказе?».
С определением понятия «композиция произведения» Читатели будут знакомиться в VIII классе. Но о построении художественного произведения они уже говорили при изучении русских народных сказок и стихотворения М. 10. Лермонтова «Бородино» в V классе, повести А. С. Пушкина «Дубровский» и былин в VI классе, поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», рассказа «Нахаленок» на предыдущих уроках. Поэтому разговор о построении рассказа «Русский характер» не будет для нас неожиданным. Наоборот, он расширит их представление о строении художественного произведения.

В рассказе «Русский характер» помимо Егора Дремова и Ивана Сударева есть и другие герои. Это прежде всего родители Егора, его невеста Катя Малышева и водитель танка Чувилев. Характеры этих героев интересны не только с точки зрения взаимоотношений с Егором Дремовым, но и сами по себе.

Наиболее полно раскрыт в произведении А. Н. Толстого характер матери Егора — Марии Поликарповны. Трудно ей. И годы уже немалые, и вечное беспокойство за судьбу сына, которого каждую минуту подстерегает опасность, и трудно в доме (вспомним нехитрый ужин, собранный ею: «чашка с молоком, кусок хлеба» да соль). Все это не могло не сказаться на ее внешности. Егор видит, что мать его постарела и похудела. Но она не жалуется на трудности: все такая же «тихая, неторопливая, добрая». Сына своего Мария Поликарповна любит безмерно. Это чувствуется по тому, с каким вниманием она слушает гостя, которого пристально рассматривает (сомневается Мария Поликарповна, что чужой это человек, что-то родное и знакомое чудится ей в нем, в его облике, поведении), а особенно это чувствуется в искреннем и бесхитростном письме, которое она написала сыну.


 
У некоторых нас может возникнуть сомнение: как же мать все-таки не узнала своего сына? Но, во-первых, лицо Егора Дремова изменилось так, что он и сам его не узнал. Ведь «ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши». Даже голос у него стал чужой — «хриплый, глухой, неясный». А во-вторых, писатель показал нам, что Мария По-ликарповна с самого начала засомневалась. Вот она «особенно кристально следит за его рукой с ложкой», вот она уже допускает, что голос у сына мог измениться: «эдак — каждый день — около смерти, чай и голос у него стал грубый». Ночью Мария Поликар-повна «ворочалась, вздыхала, не спала», все думала. А утром, рассказала она в письме, «я шинель его вынесла на двор — почистить, да как припаду к ней, да заплачу,— он это, его это!». Чувствует материнское сердце, что перед ней не тот, за кого он себя выдает, видит в нем что-то родное и близкое, а сказать не смеет. Ошибиться боится. Свои сомнения, свою тревогу и боль высказала Мария Поликар-повна в письме Егору. Ее письмо, пожалуй, одна из самых сильных страниц в рассказе А. Н. Толстого. Простыми, необычайно скупыми и в то же время как будто обжигающими словами выражены в нем любовь и страдания матери. Убеждена она, что сын приезжал домой, и не может только понять, почему Егор не открылся ей. Об отце героя-танкиста Егоре Егоровиче Дремове в рассказе говорится немного, но и это позволяет сделать вывод о том, что перед нами очень скромный, рассудительный, заботливый человек. Он сумел воспитать в своем сыне высокое чувство долга, мужество, горячую любовь к Родине. Провожая сына в армию, Егор Егорович говорит ему: «Ты... сынок, многое увидишь на свете и за границей побываешь, но русским званием — гордись». У него нет и тени сомнения в том, что враг будет разбит. «Народ осерчал,— говорит он,— через смерть перешли, теперь его не остановишь, немцу — капут». Еще меньше в рассказе А. Н. Толстого сказано о невесте Егора — Кате Малышевой. Однако можно с уверенностью сказать, что она искренне и глубоко любит своего жениха, что она ждет его и всегда будет рядом с ним, разделит с ним и горе, и счастье. Беседой о смысле названия рассказа А. Н. Толстого и о человеческой красоте его героев завершается изучение рассказа. Закончить изучение рассказа А. Н. Толстого можно беседой о произведениях советской литературы, посвященных событиям Великой Отечественной войны, используя для этого обобщающие вопросы и задания учебника-хрестоматии.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Характеристика образа Ивана Сударева в рассказе «Русский характер». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Толстой Алексей > Характеристика образа Ивана Сударева в рассказе «Русский характер»
Толстой Алексей

Толстой Алексей


Сочинение на тему Характеристика образа Ивана Сударева в рассказе «Русский характер», Толстой Алексей