А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
МОСКВА В ТВОРЧЕСТВЕ А С ГРИБОЕДОВА И Л Н ТОЛСТОГО 2 - сочинение








Кто был в Москве, тот знает Россию. КарамзинЕще в давние времена русский народ говорил о Москве, что это негород, а целый мир. Чем стремительнее становится бег нашего времени,тем сложнее представить себе, какой была Москва столетие назад,какие слои сменяли друг друга, какие нравственные устои одухотворялиее облик. Литература оставила этот след, воспев ее в своихпроизведениях. Москва Грибоедова и Пушкина, Толстого и Чехова,Репина и Сурикова, Шаляпина и Чайковского, я думаю, что этотсписок можно продолжать целым рядом выдающихся имен. "Отечествои дом мой в Москве", - говорил Грибоедов.Александр Грибоедов родился в Москве в семье офицера, учился вМосковском университете, превосходно знал языки, окончилсловесный, а затем юридический факультет, увлекался театром. Это былне только выдающийся дипломат, литератор, гениальный драматургикомпозитор, это был один из самых образованнейших людей своеговремени. В Грибоедове рано пробуждается чувство личного достоинстваи неприязнь к барской среде, крепостническим нравам. Александроканчивал университет, когда началась война 1812 года. 1812 год вызвалу юноши большой подъем патриотизма, воодушевил всю дальнейшуюжизнь и деятельность. "Мне не случалось в жизни видеть человека,который бы так пламенно, так страстно любил Отечество, какГрибоедов любил Россию", - писал в дневнике один его знакомый. В"Горе от ума" отражена эпоха после 1812 года, в художественныхобразах она дает яркое представление о русской общественной жизни20-х годов XIX века. На первом плане очень широко и ярко показанабарская Москва, которая возникает из разговоров и реплик персонажейкомедии. "И награжденья брать, и весело пожить" - это идеал барскойМосквы, это философия жизни фамусовского общества. Убежденныекрепостники, невежественные люди, положение которых обязывалобыть выше по уровню, боятся просвещения и новых взглядов, потому,что понимают, что новая сила сметет их как ненужный хлам, онистремятся держаться друг друга, проповедуя лишь отсталые идеи. ВРоссии назревали перемены, в Москву тоже проник духсвободомыслия. Старуха Хлестова с негодованием говорит: "И впрямь, сума сойдешь от этих, от других, от пансионов, школ, лицеев, как бишьих, да от ландкарточных взаимных обучений... "Пансионы и лицеи это, конечно, пансион при Московском университете, где училсяГрибоедов. Учебные заведения в глазах Московского барского обществапользовались дурной славой, именно там был рассадникнезависимости, который Хлестова заметила в Чацком. Они живутдругими интересами, это два полюса - умных, желающих перемен вРоссии, и тех, кто привык жить за чужой счет, подражая Европе.Фамусов восклицает: "Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этихкниг. А все Кузнецкий мост, и вечные французы, отсюда моды к нам, иавторы, и музы..." Казалось бы, время идет, а для современныхобывателей по-прежнему эталон новшества - Европа. По-разномуотносятся герои комедии к Москве, каждый воспринимает ее в мерусвоего кругозора. Когда Фамусов говорит о том, что едва ли сыщетсядругая Москва, то Скалозуб глубокомысленно добавляет: "По моемусуждению, пожар способствовал ей много к украшенью". Это слова нетолько дремучего глупца, но и человека, у которого нет ничего святого,нет никаких патриотических чувств. Они о Москве говорит как о"дистанции огромного размера".Чйцкий, вернувшись в Москву, видит, что она не изменилась, онговорит Софье: "Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, азавтра будет два, тот сватался - успел, а тот дал промах, все тот же толк,и те ж стихи в альбомах". Это не ненависть к Москве, а грусть озастывшем образе жизни, время идет, но ничего не меняется, фамусов,ярый реакционер, и то с насмешкой говорит: "Французские романсывам поют и верхние выводят нотки, к военным людям так и льнут, апотому, что патриотки. Решительно скажу: едва другая сыщетсястолица, как Москва".Любя Москву, Грибоедов сумел донести до нас облик ее с такой силой,что сейчас, спустя столько лет, думаешь, что это было вчера. Переменыогромные, но суть осталась почти без изменений.У Толстого Москва изображена несколько по-другому. Петербург, с егоблеском и аристократическими салонами, - это центр культурнойжизни, а Москва дана на втором плане. Пьера высылают в Москву закутежи и "шалости с медведем", он попадает в более спокойнуюобстановку, дворянство живет слухами из Петербурга, Москва живетразмеренной жизнью хлебосольных дворян. Получив известие опоражении в Аустерлицком сражении, Москва пришла в недоумение,потому что плохо была осведомлена о причинах поражения, но тем неменее московское дворянство устраивает пышный банкет в честьБагратиона, не подозревая, что пройдет еще немного времени иКутузов примет решение о сдаче Москвы французам. Князь ВасилийКурагин, этот лицемер, обвинит Кутузова во всех смертных грехах,представляя его чуть ли не изменником России. В Петербург приходитизвестие о пожаре Москвы, жители которой бежали в дальниегубернии, многие добровольцами записались в ополчение. Тогда Пьерпринимает решение убить Наполеона и попадает в плен. НаташаРостова отдает подводы раненым, вся Москва слилась с народом ведином патриотическом порыве. Страшное известие о Бородинскомсражении, о русских потерях убитыми и ранеными, а еще болеестрашная новость о потере Москвы всколыхнули всю Россию.Французы обвиняют русских в поджоге, Пьера чуть не казнили вместе сдругими несчастными "поджигателями", мародеры Наполеона грабятМоскву, вывозя все самое ценное. Этим они занимались и раньше вдругих странах. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядамии несметными богатствами, оказалась в руках Наполеона. Отсутствиежителей и депутаций, пожар Москвы не смущают Наполеона, онупивается своей "победой", допуская самую страшную ошибку в своейжизни - моральное разложение армии. Толстой показываетнравственный облик Москвы. Наполеон отдает приказ, которыйстараются довести до сведения всех, что продовольствие у населения(подмосковных крестьян) будут покупать за деньги, но никто не спешиткормить армию Наполеона. Патриотизм и героизм русского народадостигает своей вершины. Значение романа, его исторических картинбыло оценено по достоинству. Сейчас, когда многие покидают Москву,отправляясь в поисках лучшей доли в другие страны, думаешь о том,что эти люди бегут от себя. Родина одна, дом тоже один. Маяковскийкогда-то сказал хорошие слова: "Можно забыть, где и когда пузы растили зобы, но землю, с которой вдвоем, голодал, нельзя никогда забыть".Критерием нравственности героев Толстого всегда были поиски добра исмысла жизни. Нравственное очищение души - вот путь спасениячеловечества. А дух самым прямым образом связан с местом, гдеродился и вырос. Лермонтов писал: "Москва! Москва! Люблю тебя каксын, как русский - сильно, пламенно и нежно". Эти же слова относятсяк Грибоедову, Пушкину, Лермонтову, Толстому, Чехову и другимпатриотам нашей Родины. Несмотря на разруху в экономике, сложныйобраз жизни, политические распри, Москва по-прежнему остаетсяцентром культурной жизни страны.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме МОСКВА В ТВОРЧЕСТВЕ А С ГРИБОЕДОВА И Л Н ТОЛСТОГО 2. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Толстой > МОСКВА В ТВОРЧЕСТВЕ А С ГРИБОЕДОВА И Л Н ТОЛСТОГО 2
Лев Толстой

Лев  Толстой


Сочинение на тему МОСКВА В ТВОРЧЕСТВЕ А С ГРИБОЕДОВА И Л Н ТОЛСТОГО 2, Толстой