Обличие социального зла в романе Л Толстого "Воскресение" - сочинение
В творческом наследии Л. Н. Толстого роман «Воскресение» занимает одно из главных мест, как произведение, ставшее итогом нравственно-этических, идейных, эстетических исканий писателя. В романе четко отражена общественно-политическая позиция Толстого, выражающая интересы всего народа. Но в то же время роман ярко показал бессилие великого писателя в попытках спасти человечество, проповедуя религиозно-эстетическое мировоззрение. В русской литературе «Воскресение» — одно из выдающихся произведений критического реализма XIX века, по сути, завершает этот период, поскольку в последующие годы ничего равного этому роману в критическом реализме не создавалось. Толстой затрагивает важнейшие проблемы, касающиеся общественно-политического строя самодержавной России.
Уже в первых главах романа писатель раскрывает перед нам обличительную картину суда. Разоблачая
«комедию суда», показывает стремления и помыслы владеющие членами суда и его председателем, обнажает мелочность их внутренних интересов, демонстрирует их полное равнодушие к судьбе подсудимых В ходе рассмотрения дела Катюши Масловой один" лен суда решает «важный» вопрос: получит ли он дома обед после состоявшейся накануне ссоры с женой. Мысли второго члена суда, Матвея Никитича страдающего катаром желудка, заняты соблюдением режима приема лекарств. Товарищ прокурора Бреве не спал ночь, гуляя в компании друзей и закончив свои ночные похождения в том самом публичном доме, где полгода назад «работала» Маслова. Дело Масловой им подготовлено не было. У председательствующего одна Цель - закончить дело до 6 часов, чтобы успеть посетить «рыженькую Клару Васильевну», не смотря на то, что он человек женатый и в соответствии со своей должностью осуждает аморальное поведение подсудимых. Он работает «с жестами фокусника», вопросы Масловой задает «мягко и ласково», но ответы на них не слушает, а когда произносит напутственную речь присяжным, обращает больше внимание на внушительность своих интонаций, чем на смысл произносимого. Поэтому, высказав массу банальных истин, не говорит самого главного для вынесения приговора Удалившиеся для совещания присяжные, вместо того чтобы обсуждать дело Масловой, занялись пересказом городских сплетен. Так, в силу стечения обстоятельств, произошло осуждение невинной Масловой
Изображение суда - один из самых сильных по своему обличительному пафосу эпизод романа. В нем с потрясающей силой раскрывается антинародная сущность судилища того времени, где процветают продажность и взяточничество, где «знаменитые адвокаты» совершают «подвиги», оправдывая виновных и обвиняя правых. Бессердечие, жестокость, полное равнодушие к судьбе человека процветают в высшем органе государственной власти — в суде. Описывая судебный процесс, писатель подчеркивает важность происходящего обилием незначительных на первый взгляд деталей. Все члены суда и председатель «в... расшитых золотом воротниках мундиров», резные кресла, «треугольный инструмент с орлом», стол, покрытый зеленым сукном, «бумага чистая и прекрасная» — все это передает торжественность обстановки, значительность действа. Идет суд над человеком! Однако за внешним великолепием скрыто главное — пренебрежение к простому человеку, его судьбе. Л. Н. Толстой беспощадно разоблачил всю фальшь царского суда.
Отношение простого народа к суду выражается и в репликах соседок Масловой по камере: «не боятся они бога, мироеды, кровопийцы проклятые... Ни за что засудили девку», «видно, и вправду, касатка... правду-то боров сжевал. Делают что хотят...», «были бы денежки, да хорошего ловчака нанять, небось, оправдали бы...». Сталкивается с таким положением дел в стране и Нехлюдов, взявшийся хлопотать за Катюшу. Продажность чиновников, судебных органов, отчуждение их от народа и, мало того, открытое проявление враждебности, подводит Нехлюдова к мысли, которую он высказывает мужу своей сестры: «Суд, по-моему, есть только административное орудие для поддержания существующего порядка вещей, выгодного нашему сословию».
На страницах романа великий писатель беспощадно обличает всю ложь, непорядочность, продажность реакционной «отечественной бюрократии», выстраивая целый ряд типичных ее представителей. К сожалению, основные идеи этого романа актуальны и в наше время, также изобилующее чиновниками, берущими взятки, административными работниками, остающимися глухими к нуждам народа, не всегда справедливым судопроизводством. Поэтому, роман «Воскресение» можно назвать произведением всех времен и поколений.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Обличие социального зла в романе Л Толстого "Воскресение". Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Толстой
> Обличие социального зла в романе Л Толстого "Воскресение"