А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Обличие социального зла в романе Л Толстого "Воскресение" - сочинение

В творческом наследии Л. Н. Толстого роман «Вос­кресение» занимает одно из главных мест, как произ­ведение, ставшее итогом нравственно-этических, идейных, эстетических исканий писателя. В романе четко отражена общественно-политическая позиция Толстого, выражающая интересы всего народа. Но в то же время роман ярко показал бессилие великого писателя в попытках спасти человечество, пропове­дуя религиозно-эстетическое мировоззрение. В рус­ской литературе «Воскресение» — одно из выдаю­щихся произведений критического реализма XIX века, по сути, завершает этот период, поскольку в последующие годы ничего равного этому роману в критическом реализме не создавалось. Толстой затра­гивает важнейшие проблемы, касающиеся общест­венно-политического строя самодержавной России.

Уже в первых главах романа писатель раскрывает перед нам обличительную картину суда. Разоблачая

«комедию суда», показывает стремления и помыслы владеющие членами суда и его председателем, обна­жает мелочность их внутренних интересов, демонст­рирует их полное равнодушие к судьбе подсудимых В ходе рассмотрения дела Катюши Масловой один" лен суда решает «важный» вопрос: получит ли он дома обед после состоявшейся накануне ссоры с женой. Мысли второго члена суда, Матвея Никитича стра­дающего катаром желудка, заняты соблюдением ре­жима приема лекарств. Товарищ прокурора Бреве не спал ночь, гуляя в компании друзей и закончив свои ночные похождения в том самом публичном доме, где полгода назад «работала» Маслова. Дело Масловой им подготовлено не было. У председательствующего одна Цель - закончить дело до 6 часов, чтобы успеть посе­тить «рыженькую Клару Васильевну», не смотря на то, что он человек женатый и в соответствии со своей должностью осуждает аморальное поведение подсу­димых. Он работает «с жестами фокусника», вопросы Масловой задает «мягко и ласково», но ответы на них не слушает, а когда произносит напутственную речь присяжным, обращает больше внимание на внушительность своих интонаций, чем на смысл произноси­мого. Поэтому, высказав массу банальных истин, не говорит самого главного для вынесения приговора Удалившиеся для совещания присяжные, вместо того чтобы обсуждать дело Масловой, занялись пересказом городских сплетен. Так, в силу стечения обстоя­тельств, произошло осуждение невинной Масловой



























 
Изображение суда - один из самых сильных по своему обличительному пафосу эпизод романа. В нем с потрясающей силой раскрывается антинародная сущность судилища того времени, где процветают продажность и взяточничество, где «знаменитые адвокаты» совершают «подвиги», оправдывая винов­ных и обвиняя правых. Бессердечие, жестокость, пол­ное равнодушие к судьбе человека процветают в выс­шем органе государственной власти — в суде. Описывая судебный процесс, писатель подчеркивает важность происходящего обилием незначительных на первый взгляд деталей. Все члены суда и председа­тель «в... расшитых золотом воротниках мундиров», резные кресла, «треугольный инструмент с орлом», стол, покрытый зеленым сукном, «бумага чистая и прекрасная» — все это передает торжественность об­становки, значительность действа. Идет суд над чело­веком! Однако за внешним великолепием скрыто главное — пренебрежение к простому человеку, его судьбе. Л. Н. Толстой беспощадно разоблачил всю фальшь царского суда. Отношение простого народа к суду выражается и в репликах соседок Масловой по камере: «не боятся они бога, мироеды, кровопийцы проклятые... Ни за что за­судили девку», «видно, и вправду, касатка... прав­ду-то боров сжевал. Делают что хотят...», «были бы денежки, да хорошего ловчака нанять, небось, оправ­дали бы...». Сталкивается с таким положением дел в стране и Нехлюдов, взявшийся хлопотать за Катюшу. Продажность чиновников, судебных органов, отчуж­дение их от народа и, мало того, открытое проявление враждебности, подводит Нехлюдова к мысли, кото­рую он высказывает мужу своей сестры: «Суд, по-мо­ему, есть только административное орудие для под­держания существующего порядка вещей, выгодного нашему сословию». На страницах романа великий писатель беспощад­но обличает всю ложь, непорядочность, продажность реакционной «отечественной бюрократии», выстраи­вая целый ряд типичных ее представителей. К сожа­лению, основные идеи этого романа актуальны и в наше время, также изобилующее чиновниками, беру­щими взятки, административными работниками, ос­тающимися глухими к нуждам народа, не всегда справедливым судопроизводством. Поэтому, роман «Воскресение» можно назвать произведением всех времен и поколений.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Обличие социального зла в романе Л Толстого "Воскресение". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Толстой > Обличие социального зла в романе Л Толстого "Воскресение"
Лев Толстой

Лев  Толстой


Сочинение на тему Обличие социального зла в романе Л Толстого "Воскресение", Толстой