А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Идейный и творческий кризис в творчестве Тургенева - сочинение



«Отцы и дети» — это самый значительный по содержанию роман Тургенева, новый после «Записок охотника», кульминационный момент его творчества. Созданный в период наиболее острой борьбы демократического движения с дворянским лагерем, роман этот объективно отразил знаменательный перелом в соотношении социальных сил. Несмотря на свою разоблачающую тенденцию, роман показывал, что дворянству, все еще занимающему господствующие позиции в жизни русского общества, уже неизбежно приходится считаться с новыми, демократическими силами, быстро растущими и уверенно претендующими на преобладающее идеологическое значение.

Вскоре после публикации «Отцов и детей» в творчестве Тургенева наступил период упадка. Политические события лета 1862 г., показавшие силу реакции и слабость передовых кругов, снова, еще сильнее, чем в 1848 году, испугали Тургенева и вызвали в нем глубокие идейные колебания. Теперь с еще большей силой проснулись в его душе настроения скептицизма и пессимизма в понимании человеческой жизни. С осени 1861 г. Тургенев в течение почти двух лет с трудом работает над новой повестью «Призраки», предназначая ее для журнала М. Достоевского «Время». В ее фантастическом сюжете писатель снова, как и в повести «Фауст», пытается утверждать возможность влияния на жизнь человека таинственных, потусторонних сил. В ряде картин и сцен он вновь выражает мысль о ничтожестве общественной жизни как буржуазного Запада, так и задавленной реакцией России, о господстве в историческом прошлом человечества то грубой силы деспотизма, то разнузданной жестокости народных бунтов. Вся жизнь людей на земле, все достижения цивилизации кажутся ему теперь ничтожными, бессмысленными и скоропреходящими. И только в искусстве Тургенев видит осуществление высоких, но совершенно отвлеченных идеалов добра и красоты.
Те же настроения писатель выразил в лирических фрагментах. «Довольно», задуманных в то время, когда он с тревогой готовился к поездке из-за границы в Петербург для допроса в Сенате по обвинению в «сношении с лондонскими пропагандистами», т. е. с Герценом и Огаревым. Человек, снова утверждает Тургенев, это слабое и эфемерное дитя вечно создающей и вечно разрушающей природы, и все в его жизни суетно, мелко, ничтожно. Только «искусство», «красота» — это как будто нечто более «сильное», чем другие «утешительные слова», такие, как «народность, право, свобода» и «Венера Милосская, пожалуй, несомненнее римского права или принципов 89-го года». Но все же и искусство «бренно», утверждает теперь писатель, и оно — «тлен и прах...».



 
В таком тяжелом настроении, вызванном обострением политической борьбы в России, Тургенев задумал в начале 1863 г. роман «Дым», что и отразилось на особенностях его содержания и формы. В романе нашло свое выражение характерное для Тургенева, но неверное понимание расстановки социальных сил в пореформенной России. С одной стороны, в нем резко отрицательно изображены реакционные чиновно-светские круги, близкие к правящим сферам и, мечтающие о возврате назад, об ограничении и без того куцых реформ; с другой — столь же резко критически изображена политическая эмиграция, с ее увлечениями идеями Чернышевского и Герцена. В центр романа, в противовес и тем, и другим, вновь поставлен либеральный помещик, изучающий агрономию и технологию, чтобы с их помощью добиться в своем имении решающих хозяйственных успехов. Но отрицательное отношение Тургенева как к представителям реакции, так и к сторонникам революции вытекает теперь из тех умонастроений, которые он выразил в «Призраках» и «Довольно». Жизнь большинства в русском обществе основана, по его мнению, на духовном рабстве — рабстве перед властью у реакционеров, рабстве перед модной революционной фразой у демократов, По существу своему эта жизнь будто бы одинаково нелепа и пуста. Поэтому в образах генералов и их дам, развлекающихся на курорте, писатель подчеркивает только их самодовольное кривлянье и глупое фразерство, а в образах разночинцев, приехавших за границу с революционными задачами, — только их крикливую заносчивость и жонглерство громкими словами.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Идейный и творческий кризис в творчестве Тургенева. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Тургенев > Идейный и творческий кризис в творчестве Тургенева
Иван Тургенев

 Иван
  Тургенев


Сочинение на тему Идейный и творческий кризис в творчестве Тургенева, Тургенев