А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Лирические повести 50 х годов Тургенева - сочинение

ТУРГЕНЕВ ГОРЯЧО ПРИВЕТСТВОВАЛ ПАДЕНИЕ крепостного права. Ему казалось, что все главное в русской жизни разрешалось законом 19 февраля. Тургенев не понял, что правительство Александра II и помещики-крепостники ограбили крестьян. Однако в конце 60-х — начале 70-х годод в своих письмах Тургенев высказывает немало горьких исти-1 о тягостном положении народа в пореформенной Россия. В июле 1868 года Тургенев с горечью пишет брату: «И что за вид представляет теперь Россия, эта, по уверениям всех, столь богатая земля! Крыши все раскрыты, заборы повалились; нигде не видать ни одного нового строения, за исключением кабаков; лошади, коровы :— мертвые, люди испитые— три ямщика едва могли поднять мой чемодан. Пыль стоит везде, как облако; вокруг Петербурга все горит: леса, дома, самая земля... Только и видишь людей, спящих на брюха плашмя врастяжку. Бессилие, вялость и невылазная грязь и бедность везде. Картина невеселая — но верная».
Все чаще выражает Тургенев свое недовольство реакционным характером внутренней политики царского правительства. В конце 1865 года Тургенев начинает новый роман «Дым», законченный в январе 1867 года. Роман был напраз-лен против дворянской крепостнической реакции, выразитг-лями которой в «Дыме» является группа генералов-аристократов, злобствующих против реформы 1861 года и мечтающих о возвращении старых, крепостнических порядков. В некоторых из этих генералов современники без труда узнавали деятелей дворянского крепостнического лагеря. «Надо переделать... да... переделать все сделанное...

И девятнадцатое февраля — насколько это возможно... Воротитесь, воротитесь назад... Совсем, совсем назад. Чем дальше назад, тем лучше»,— таково существо программы политической реакции, предусматривавшей разгром печати, студенчества, просвещения под общим лозунгом: «вежливо, но в зубы». Рисуя облик крепостников-аристократов, автор «Дворянского гнезда» прямо прибегает к публицистике, подчеркивая корыстные интересы правящих кругов.

В романе правдиво раскрыты моральная низость, крепостнические устремления и духовное убожество высшего дворянского общества, несмотря на весь его внешний лоск и аристократическую респектабельность. Жажда власти и денег, звериная ненависть к народу, к демократическому движению, к просвещению, к передовой печати характеризуют это общество.

Некоторые свои идеи Тургенев выразил в рассуждениях Потугина, убеждающего Литвинова «служить цивилизации». Но либеральные высказывания западника Потугина, да и сам он, опустившийся, страдающий от безнадежной любви, не могли привлечь симпатии передового читателя. Вместе с тем , Тургенев и сам во многом критически относился к западноевропейскому буржуазному обществу.

К роману «Дым» некоторыми своими идеями примыкают написанные в 1869 году, но задуманные и начатые Тургенег вым еще в конце 50-х годов «Воспоминания о Белинском». Память о великом друге и учителе всегда была драгоценна для Тургенева.
Во второй половине 60-х и в начале 70-х годов Тургенев пишет ряд повестей и рассказов, в которых обращается к прошлому, используя семейные предания или сохранившиеся в его памяти истории и случаи При этом его привлекали те образы и эпизоды прошлого, в которых порой причудливо .переплетались бытовые и героические мотивы и ситуации.
Повести конца 60-х и начала 70-х годов поражают богатством и разнообразием типов, резко очерченными характерами, драматическими сюжетами, стилистическим мастерством. Анненков называл «Бригадира» «маленьким бриллиантиком». Чехова поразил «удивительный язык» в рассказе «Собака». Гончаров восхищался живостью и мастерством Тургенева в «Степном короле; Лире». «Несчастная» получила высокую оценку у Флобера и Мопассана.




 
Обращается Тургенев в это время и к темам лирических повестей 50-х годов. В «Вестнике Европы» в 1872 году пояо-ляетсн повесть «Вешние воды», близкая по содержанию к повестям «Ася» и «Первая любовь»: тот же слабовольный, рефлектирующий герой, напоминающий «лишних людей» (Санин), та же тургеневская девушка (Джемма), переживающая драму неудачной любви. По своему сюжету «Вешние воды» отчасти напоминают и роман «Дым». Возможное безмятежное и длительное счастье двух любящих существ в одно мгновение было разрушено налетевшей, как буря, безумной страстью, оказавшейся роковой и бесплодной. В отличие от повестей 50-х годов с их прямыми трагическими концовками, «Вешние воды» завершаются сюжетно менее драматично. Один из героев находит свое счастье в спокойной и тихой семейной жизни. Но тем сильнее ощущает читатель трагизм, бесплодность и одиночество другого героя, его жизни, подобной «перекати-поле». Общий тон повести пессимистичен. Все случайно и преходяще в жизни: случай свел Санина и Джемму, случай и разбил их счастье. Однако, чем бы ни кончилась первая любовь, она, как солнце, озаряет жизнь человека, и память о ней остается навсегда с ним, как животворное начало. В 1876 году Тургенев пишет задуманный им еще в 1870 году роман «Новь» о революционно-народническом 'движения 70-х годов. Над новым своим романом Тургенев работал вдохновенно. «Нови» он придавал большое значение. «Я хочу положить в нее все, что у меня на душе»,— писал он М. Е Салтыкову-Щедрину. Своим новым романом Тургеневу хотелось разъяснить и те недоумения, которые возникли в демократической среде в связи с его романами «Отцы и дети» к «Дым». Ненавистью к дворянской реакции проникнут роман «Новь». В молодом камер-юнкере Калломейцеве, космополите-аристократе, ненавидящем народ и демократическую молодежь, правдиво раскрывается отвратительный облик правящей дворянско-чиновнической реакции, ярых крепостников, являвших собой опору самодержавия. По словам Тургенева, он стремился наложить своим романом «клеймо позора» на реакционеров «с медными, но не выжженными еще лбами». Не менее выразителен и облик либеральничающего сановника Сипягина, крупного царского чиновника, выше всего на свете ставящего свою карьеру, исполненного пренебрежения к .простым людям и прикрывающего либеральной маской свею подлую и пресмыкающуюся перед правительством нач туру, По свидетельству самого Тургенева, прототипами Сипягина были видные царские сановники-бюрократы того времени— министр государственных имуществ Валуев и государственный контролер Абаза, кокетничавшие либерализмом, а по существу являвшиеся послушным орудием в руках реакции.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Лирические повести 50 х годов Тургенева. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Тургенев > Лирические повести 50 х годов Тургенева
Иван Тургенев

 Иван
  Тургенев


Сочинение на тему Лирические повести 50 х годов Тургенева, Тургенев