А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Литературное изложение рассказа Тургенева «Муму» - сочинение



Поставим вопрос: «Действительно ли у Герасима было так «немного» дел?». Ответ в строках строки: «…вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома, да чужих не пускать и по ночам караулить». Солидный перечень обязанностей Герасима вызывает некоторое недоумение. Пробуем выяснить, почему же все-таки эта большая тяжелая работа казалась ему шуткой. Может ли быть, чтобы все эти работы были выполнены за полчаса? Вместе с этим обратим внимание на то, как старательно изображает писатель сам процесс труда. Герасим имеет богатырское сложение, но и проявляет в работе ловкость и сноровку. Все поняли, какой смысл вложил Тургенев в слова: «в полчаса все у него было готово». Так в процессе внимательного чтения четвероклассники учатся угадывать стремление  писателя  не  только показать, но и оценить героя.

Такую же роль играет и анализ описания каморки Герасима. Все предметы в ней указывают на спокойный и независимый нрав немого богатыря. Ученики начинают воссоздавать в своих ответах и попутных репликах при чтении текста именно облик богатыря. Для того чтобы до конца осознать незаурядность личности героя, обрати внимание на окружение Герасима, на тех людей, с которыми сталкивает его судьба. Поскольку, барыня следовала давним обычаям, она «прислугу держала многочисленную: в доме у ней находились не только прачки, швеи, портные и портнихи,- был далее один шорник… был домашний лекарь  для  госпожи…».

В самом начале повести мы читали: «…барыня жаловала его как верного и сильного сторожа. Герасим порядком ее побаивался» и в расказе есть строки о капризе своевольной старухи, быстро сменившемся раздражением: Муму была осуждена. Подумала ли барыня, принимая свое решение, о верном стороже? Чтобы проследить за ходом событий, которые зависели от капризов и причуд своевольной старухи, прочитаем конец главы.

Именно па примере истории богатыря Герасима с особой силой можно показать, как страшен мир ушедшей в прошлое крепостной действительности. У некоторых возникает стремление дополнить оценку отношений барыни и Герасима сведениями по истории: «Барыня делала, что хотела, а царь защищал законы барыни», «Барыня так всех обижала, потому что за  барыню закон царя»  и т.  п. Мелкой мстительности, нелепым капризам барыни, непостоянству ее решений противопоставлены сила характера немого и бесправного человека, последовательная человечность каждого из поступков немого богатыря.


 
Это помогает увидеть всю несправедливость жизни той поры. Главная трудность заключается в том, что мы не в силах примириться с покорностью Герасима, понять мотивы ее. В самом деле, ведь Герасим уже пытался перехитрить барыню, спасая свою любимицу. Эта попытка, казалось бы, вселяет надежду на то, что в его беспрекословной преданности и послушании намечается брешь. Однако Герасим всего лишь надеялся, что о Муму забудут и он опять сможет заботиться о своей питомице. Герасим вел себя как зверь в неволе, а в конце - как лев. Особенно это наглядно проясняется, когда называются определения из текста седьмой главы: «расходившийся добрый молодец», преисполненный «несокрушимой отвагой», «отчаянной и вместе радостной решимостью». Как радует Герасима запах поспевающей ржи, ласковые удары ветра в лицо, лучи восходящего солнца. Иногда учитель не останавливается на процессе изменения в характере и поведении Герасима, создавая вместе восторженную характеристику немого богатыря (собственно, еще даже не характеристика, а рассказ о судьбе крепостного Герасима). Взрослые читатели видят также, как внутренний подъем вызывает в Герасиме те чувства, о которых раньше мы и не подозревали: он топко и глубоко чувствует природу, ее красоту. Описание этой счастливой и краткой поры интересно, если обратить их внимание на повторения, замедляющие и организующие течение авторской речи. * «Герасим не мог их слышать, не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев, мимо которых его проносили, сильные его ноги, но он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных полей, чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу,- ветер с родины - ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белевшую дорогу - дорогу домой, прямую, как стрела; видел в небе несчетные звезды». «Муму» - одно из тех произведений классической литературы, которое нашло признание сразу же после создания. Современник и друг Тургенева А. И. Герцен писал: «На днях читал вслух «Муму» … чудо как хорошо». И. С. Аксаков видел в Герасиме своеобразный символ: «Мне нет нужды знать, вымысел ли это или факт, действительно ли существовал дворник Герасим или нет. Под дворником Герасимом, разумеется иное. Это олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости… Он, разумеется, со временем заговорит, но теперь, конечно, может казаться и немым и глухим». Нашла повесть признание и у зарубежного читателя. Голсуорси писал о ней: «Никогда средствами искусства не было создано более волнующего протеста против тирании и жестокости…» Своеобразие восприятия произведения, отклики на него, соображения о характере и способах типизации в процессе творчества - все это может пробудить в памяти учеников полузабытую повесть и вновь пережить ее события в процессе знакомства с историей жизни и творчества И. С. Тургенева.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Литературное изложение рассказа Тургенева «Муму». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Тургенев > Литературное изложение рассказа Тургенева «Муму»
Иван Тургенев

 Иван
  Тургенев


Сочинение на тему Литературное изложение рассказа Тургенева «Муму», Тургенев