А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Образ Елены Стаховой в романе Тургенева «НАКАНУНЕ» - сочинение


В «НАКАНУНЕ», ПОЯВИВШЕМСЯ В 1860 ГОДУ, отразились существенные стороны русской общественной жизни в канун падения крепостного права, в период нарастания революционной ситуации в России. Действие романа происходит в 1853 году, до крымского разгрома, но в нем не ощущается той давящей атмосферы, которая существовала в последние годы николаевского режима, Роман писался уже после Крымской войны, в годы начавшегося, общественного оживления. Пафос «Накануне»— в изображении духовного пробуждения России, в стремления к свободе к свободе во всем — в общественной деятельности, в чувствах, в личной жизни. Этот проникающий роман пафос воплощен прежде всего в образе замечательной русской девушки Елены Стаховой.


В понимании общественной роли женщины Тургенев был близок кругу «Современника». Блестящее будущее за тем народом, который поставит женщину не только наравне с мужчиной, а выше его,— говорил автор «Накануне». Но образ Елены Стаховой имел и более широкое значение. «В Елене, — писал Добролюбов, — сказалась та смутная тоска по чем-то, та почти бессознательная, но неотразимая потребность новой жизни, новых людей, которая охватывает теперь все русское общество, и даже не одно только так называемое образованное». Вся Россия находилась накануне перелома своей истории. Никогда еще Тургенев не создавал образа такого широкого, подлинно народного, прогрессивного, общенационального значения.
В отношениях, складывающихся между персонажами «Накануне», В движении его сюжета, в особенностях композиции также находит свое отражение русское общественное
развитие той кризисной эпохи. Начало «Накануне» как бы продолжает финал «Дворянского гнезда», рисуя облик нового молодого поколения, полного радости и счастья, оказавшихся недостижимыми для Лизы и Лаврецкого. Это подтверждает и время действия обоих романов Тургенева. Действие «Дворянского гнезда» происходит в 1842 году. Эпилог, посещение Лаврецкого приходится на лето 1848 года. Действие «Накануне» начинается еще через пять лет, в 1853 году, когда молодежь из «Дворянского гнезда» уже подросла и стала Шубиными, Берсеневыми, Еленой Стаховой.

Все основные персонажи романа своим историческим содержанием соотносятся с главной темой «Накануне», что и обусловило расположение главных действующих лиц вокруг, Елены как композиционного центра романа.

Тургенев подводит к Елене одного за другим героев своего романа, Шубина, Берсенева, Инсарова, Курнатовского, как бы представляя в них различные общественные исторические тенденции русской жизни, уходящие своими корня ми в прошлое, и возникающее новое в его различных формах Происходит переоценка духовных и нравственных ценностей, и над старым закономерно торжествует новое, властно вторгающееся в жизнь и захватывающее в ней все то лучшее и благородное, что воплотил Тургенев в образе героини романа,; Разночинца-демократа Инсарова выбирает сердце Елены, как бы решая вопрос о том, какие люди нужны России.

Тема героического увлекала Тургенева и раньше. Героическое в какой-то степени присуще и Рудину. Но только в связи с развитием разночинческого демократического движения Тургенев находит ее жизненное воплощение в фигуре разночинца. Инсаров не испытывает ощущения отрыва от родной почвы, от народа, как «лишние люди», как представители дворянской интеллигенции 30—40-х годов. «Он с своею землею связан — не то, что наши пустые сосуды, которые ластятся к народу: влейся, мол, в нас, живая вода!»,— замечает Шубин. Силу свою Инсаров видит в единстве с народом.

В том, что героем русского романа становится болгарин, тоже нашел свое отражение определенный исторический факт: в 50—60-е годы все больше развивались связи деятелей болгарского национально-освободительного движения и "передовой болгарской культуры — Любена Каравелооа, Легко Славейкова, Христо Ботева — с демократическими кругами русского общества. В связи с Крымской войной на Балканах наметился новый подъем национально-освободительного движения порабощенных Турцией славянских народов, надеявшихся на поддержку России. Не случайно с глубокой благодарностью говорит Инсаров о «золотых сердцах русских».



 
Тургенев, с горячей симпатией следивший за национально-освободительным движением Гарибальди в Италии, так же сочувственно относился к национально-освободительной борьбе славянских народов на Балканах против турецкого ига. Незадолго до русско-турецкой войны 1877—1878 годов . за освобождение Болгарии Тургенев написал острый политический памфлет «Крокет в Виндзоре», направленный протиз подстрекательской антиславянской политики Великобритании на Балканах. В романе «Накануне» болгарский революционер увлекает разум и душу передовой русской девушки Елены Стаховой. Пройдет время, и образ русского революционера-демократа Рахметова из романа Чернышевского будет волновать мысли и чувства молодого свободолюбивого болгарина Георгия Димитрова. Живым лицом при создании образа Инсарова был для Тургенева учившийся в России молодой болгарин Катраноз, но к нему, говоря словом самого писателя, «приложились» впечатления из русской действительности. Нравственно-психологические черты Инсарова во многом воссоздают облик первых и лучших представителей русской демократической молодежи 60-х годов. Тургенев не был согласен с ее революционными идеями и Планами. Но это не мешало ему высоко ценить благородство и патриотические побуждения этой млодежи. И недаром Салтыков-Щедрин указывал, что «Накануне» и сОтцы и дети» явились плодом общения Тургенева с «Современником». Какую бы черту личности и деятельности Инсарова мы ни взяли, их объективный исторический смысл ведет нас к кругу «Современника». Как и деятелям русского освободительного движения 60-х годов, Инсарову присуще чувства долга, глубокое сознание своей ответственности перед .народом. Характерной чертой умственных занятий Инсарова, отличающей, их от безбрежного и нередко беспредметного универсализма людей 30-х годов, была подчиненность определенной цели, которой он посвятил свою жизнь. С духовным обликом и твердым характером Инсарова гармонировали и его моральные качества. Так, в своих личных отношениях Инсаров был в высшей степени щепетильным и, требовательным к себе человеком. Не желая быть никому обязанным, он в то же время готов был с другом, с единомышленником поделиться всем. Полюбив. Елену, Инсаров избегает ее не от слабости характера, как лишние люди, а от силы его. Он боится, что любовь к девушке помешает его делу, а он даже и мысли н? допускает, чтобы «для удовлетворения личного чувства изменить своему делу- и своему долгу». Это все опять-таки знакомые черты нравственного облика разночинца-демокрагя 60-х годов. Примечательно, что отношение к Инсарову у Елены складывается несколько иное, чем у героев первых романов Тургенева. Наташа и Басистов готовы преклоняться .перед Рудиным. Елена же чувствовала, что ей не преклониться перед Инсаровым хотелось, а пожать ему дружески руку. Это — стиль взаимоотношений людей 60-х годов как учителей, так и учеников. Елена не просто жена. Инсарова — она друг, единомышленник, сознательный участник его дела. И естественно, что в противоположность Рудину и Наташе, Лаврецкому и Лизе Инсаров и Елена находят свое счастье, их жизненный путь определяется высокой идеей подвига во имя счастья народа. Несмотря на трагическую развязку, «Накануне» дышит утверждением разума, передовой мысли, смелости и героизма. В «Рудине» Наташа онемев опустилась на дно старой жизни, покорилась воле матери. В «Дворянском гнезде» Лиза и Лаврецкий не смогли найти решения нравственного вопроса о личном счастье и долге. Нужно было рвать с обществом «мертвых душ», в условиях которого счастья для живой души быть не могло. Этот шаг и делает в «Накануне» Елена Стахова. Ее разрыв с привычным кругом взглядов и традиций и был тем рубежом, перед которым остановились и который не могли, не сумели перешагнуть страдающие пассивные герои «Дворянского гнезда», покорившиеся, еврей судьбе. Они были еще люди старой крепостной эпохи. Елена/ воплощала собой новые веяния. Последовательно, шаг за тугом показывал Тургенев духовное и нравственное развитие живых сил русского общества своего времени. В «Накануне» в разрыве Елены с дворянской средой нашел свое отражение знаменательный исторический факт перехода передовой/русской молодежи на сторону демократических сил, начало нового периода в развитии русского освободительного движения. Путь Елены после смерти Инсарова определяется как путь ее собственной борьбы за свободу. Но таков же был путь и передового молодого поколения в России того времени. Тероическое решение Елены является как бы началом этого пути. В романе Тургенева в первый раз в русской литературе показано, как передовая русская женщина становится вполне самостоятельным борцом на том пути, на котором впоследствии прославились Софья Перовская и Вера Фигнер-Подвиг Елены остался безымянным, но важно, что «дело» был





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Образ Елены Стаховой в романе Тургенева «НАКАНУНЕ». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Тургенев > Образ Елены Стаховой в романе Тургенева «НАКАНУНЕ»
Иван Тургенев

 Иван
  Тургенев


Сочинение на тему Образ Елены Стаховой в романе Тургенева «НАКАНУНЕ», Тургенев