А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Споры «отцов и «детей» в одноименном романе Тургенева - сочинение



Действие романа происходит летом 1859 года, эпилог рассказывает о событиях, последовавших уже за падением крепостного права, в 1861 году Тургенев следует, можно сказать, по пятам событий русской жизни — никогда он еще не создавал произведения, жизненное содержание которого по времени почти совпадало бы со временем самой работы над ним. В романе «Отцы и дети» дается более широкий охват действительности, чем в предыдущих романах, хотя и в нем действие совершается в обычно избираемых Тургеневым временных рамках. — Два с небольшим месяца. Писатель выходит, за пределы дворянско-усадебной обстановки, которая составляет передний план в «Рудине» и «Дворянском гнезде», переносит действие в город, создает развернутый образ русского разночинца-демократа. В романе переданы споры «отцов и «детей», освещающие столкновение
и смену двух культур— старой, дворянской культуры, и новой, демократической.
Беглыми, но выразительными штрихами, в самый канун реформы 1861 года, Тургенев показывает кризис жизни и барина и мужика, общенациональную необходимость уничтожения крепостного порядка. Все более печальным становится в изображении автора «Записок охотника» вид русской деревни.

Давая общую оценку политического содержания «Отцов и детей», Тургенев писал: «Вея моя повесть направлена против дворянства, как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость ц вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохя? что же молоко?.. Они лучшие из дворян — и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».

Героем эпохи 60-х годов в массе своей был разночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист по своему мировоззрению, человек, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Таким встает перед нами типический образ разночинца-демокрага 60-х годов из многочисленных мемуаров, дневников и писем деятелей той эпохи. Таков и Базаров в изображении Тургенева. Писатель имел полное основание назвать его героем своего времени.

В образе Евгения Базарова, как представителя, разночинческой демократической молодежи, многое чутко и исторически верно подмечено Тургеневым.

«Мой дед землю пахал»,— говорит Базаров, не только не, смущаясь, но даже гордясь своим плебейским происхождением перед белоручками-дворянчиками. Базаров не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Базаров — натура, не склоняющаяся нл перед какими авторитетами, все подвергающая суду мысли. Он не отрицает самой необходимости принципиальных убеждений; он только не хочет быть рабом кем-то выработанных принципов, подчиняться общей традиции, слепо следовать за авторитетом. В этом отношении Базаров был типичным представителем людей 60-х годов.
«Лишние люди» любили рассуждать по поводу несовершенства мира, они искали объяснения этому несовершенству, но они были далеки от того, чтобы вслед за этим объяснением приняться за изменение мира, им не хватало практического отношения к действительности. Базаров также подводит под свое отрицание теоретическую основу. Несовершенство общества и общественные болезни он объясняет характером самого общества. «Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, ог безобразного состояния общества, одним словом,— говорит Базаров,— и> правьте общество, и болезней не будет». Так рассуждали русские революционные демократы-просветители 60-х годо-.. признавшие «только то, что полезно для человека», чьей «последней целью», по словам Добролюбова, являлась не «рабская верность отвлеченным высшим идеям, а принесение возможно большей пользы человечеству».


 
Базаров был типичным их представителем и в этом отношении. Его не удовлетворяют мелкие улучшения жизни, частичные ее исправления. Базаров — не либеральный реформатор. Подчеркивая скептическое отношение Базарова к искусств к ПОЭЗИИ Но почему Тургенев увидел героя своего времени именно в Базарове и именно в духе отрицания и разрушения? Писатель обдумывал и начал писать свой роман в ту пору, когда еще не произошла отмена крепостного права, когда все еще нарастали революционные настроения и прежде всего бросались в глаза именно идеи отрицания и разрушения по отношению к старому порядку, старым авторитетам и принципам. Споры «отцов» и «детей» велись вокруг самых различных вопросов, волновавших общественную мысль 60-х годов,— об отношении к дворянскому культурному наследству, об искусстве и науке, об идеализме и материализме, о системе поведения человека, о нравственных принципах, о воспитании, общественном долге и т. д. Все эти проблемы нашлл свое освещение в «Отцах и детях». Но, собственно, это уже были не споры. Споры велись раньше, в 40-е годы, когда их содержание еще не превратилось в практические вопросы русской жизни. Теперь все эти проблемы стали политическими вопросами русского общественного развития. И между Павлом Петровичем и Базаровым нет споров: один задает вопросы, другой отвечает, это скорее изложение позиций, а затем схватки людей, взгляды которых давно определились. Спор предполагает возможность соглашения на почве най-' денной в споре истины, а здесь никакое соглашение невозможно, а только и возможны полный разрыв и война. Когда Тургенев писал свой роман, эта война уже развернулась по всему фронту в самой действительности. И ц, этом романе он показал, что общественная борьба в России вступила в новую историческую фазу. К числу противоречивых черт личности тургеневского героя относят обычно противоречие между его высказываниями о любви и вспыхнувшим в нем большим чувством к Одинцовой. Но, по существу, Тургенев показывает здесь не противоречие между словом и делом, не свойственное Базарову, а просто победу жизни над некоторыми предвзятыми понятиями. И на Базарове сказалась могучая сила любви,? торжество молодости. «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него всесилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущал всю его гордость». При желании можно оценить изображение .гобеды романтического чувства над нигилизмом как иронию писателя. Но подлинный смысл ситуации состоит как раз обратном. Тургенев, для которого любовь, способность человека глубоко чувствовать всегда являлись высоким критерием, стремится не унизить Базарова, а, напротив, возвысить его, показать, что в этих, казалось бы, сухих и черствых нигилистах таится гораздо более мощная сила любви, чем в рассиропившемся перед Катей Аркадием. Любовь последнего Базаров определял кратко: «бламанже». Все, с чем сталкивается в романе Базаров как с возможными «благополучными» перспективами своей жизни, решительно отвергается тургеневским героем. Никакое сближение, примирение или компромисс со старым ненавистным ему миром невозможны для Базарова. Тургенев показал также ею плебейскую иронию и решительный разрыв с теми, кто сочувствовал его взглядам, дорожил его дружбой, но не обладал ни силой его духа и воли, ни готовностью к предстоящей борьбе и в лучшем случае мог оказаться только ненадежным попутчиком, как Аркадий. Плохой союзник — не союзник, любил говорить Добролюбов. Так рассудил и Базаров, порывая с Аркадием, в котором он видел «либерального барича». Для себя самого Базаров предвидит в будущем суровую, полную лишений и, возможно, борьбы жизнь, столь типичную для поколения разночинцев-демократов 60-х годов. Однако от революционно-демократической молодежи, шедшей за «Современником», за Чернышевским и Добролюбовым, Базарова отличает его неверие в разум народа, скептическое отношение к надеждам на крестьянскую общину.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Споры «отцов и «детей» в одноименном романе Тургенева. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Тургенев > Споры «отцов и «детей» в одноименном романе Тургенева
Иван Тургенев

 Иван
  Тургенев


Сочинение на тему Споры «отцов и «детей» в одноименном романе Тургенева, Тургенев