А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Тургенев > Художественное сравнение творчества Тургенева и Толстого
Художественное сравнение творчества Тургенева и Толстого - сочинение
Тургенев и Толстой были антиподами по своим принципам воспроизведения внутренней душевной жизни человека, хотя и относились к одному течению в литературе критического реализма. Разделенные своими представлениями о структуре личности, они в одном и том же направлении отвечали на вопрос о причинах, определяющих нравственное содержание человеческой личности. Оба писателя сознавали отчетливо, что духовное богатство человека во многом зависит от меры его близости к пароду, к его «субстанциальному» началу. Они были убеждены, что соприкосновение с народом - необходимое условие духовного роста человека из господской среды. Лаврецкий и Лиза близко стояли к национальным основам русской жизни, именно поэтому они отличались моральной чуткостью. Андрей Болконский преодолевает свою индивидуалистическую настроенность, сближаясь с солдатами в войне 1812 года, о нем солдаты говорят: «наш князь». В результате он начинает сознавать себя частицей единого мужицкого коллектива, каплей огромного народного моря. Пьер Безухов на Бородинском поле решает «солдатом быть, просто солдатом», «войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими». Глубокое человеческое единство ощущает Толстой в мужицком мире. Внутренняя нравственная связь крестьян проявляется и в дружной работе на земле, и в их действиях на войне. При всех разногласиях Тургенев и Толстой были союзниками: они выступали против эгоистической обособленности людей, прошв индивидуалистической замкнутости, с критикой античеловеческой морали господствующего класса. Недаром в письме к Л. Н. Пыпину от 10 января 1884 года Толстой писал: «Он не употреблял свой талант (уменье хорошо изображать) на то, чтобы скрывать свою душу, как это делали и делают, а на го, чтобы всю ее выворотить наружу. Ему нечего было бояться. По-моему, в его жизни и произведениях есть три фазиса: * вера и красоту (женскую любовь - искусство). Это выражено во многих его вещах; * сомнение в этом и сомнение во всем. Это выражено и трогательно, и прелестно в «Довольно» и * несформулированная… двигавшая им и в жизни, и в писаниях пера в добро - любовь и самоотвержение, выраженные всеми типами самоотверженных и ярче, и прелестнее всего в Дон-Кихоте, где парадоксальность и особенность формы освобождала его от его стыдливости перед ролью проповедника добра».
Эта характеристика Тургенева-художника, сделанная Толстым уже после смерти друга-антагониста, поражает Нас своей меткостью и глубиной, пониманием личности и творчества современника. Революционно-демократическая критика в. лице Чернышевского и Добролюбова подметила характерную особенность тургеневского реализма-сочетание эпической манеры повествования с поэзией чувства. Поэзия и лиризм совсем не противостояли: вниманию Тургенева к «живым струнам общества», к идейно-нравственным запросам современного человека. Лиризм как средство выражения авторского пафоса приобретает в произведениях Тургенева романтический характер именно в силу острого интереса к идейно-романтической сфере жизни, к состояниям эстетического созерцания и героического гражданского порыва. Романтизм как направление и метод давно ушел в прошлое, а романтика постоянно возрождалась именно потому, что ее источником является сама жизнь, «таинственная почва души и сердца» (Белинский). Романтика появляется там, где мысль становится «осердеченной», т. е. вспыхивает под воздействием глубокого чувства, где человек возвышается до эмоционального самоосознания и самоопределения, где стремление к возвышена ному идеалу становится эмоционально взволнованным. Реалистическим произведениям Тургенева в высшей степени присуща романтика, т. е. субъективная лирическая стихия. Однако «идеальное» у него сливается с «реальным», т. е. приобретает социально-историческую конкретность. Идеальные характеры одповременно являются и типическими, наделенными чертами исторического и социального своеобразия. Писатели не могли не учесть идейно-творческий опыт Тургенева, его пристальное внимание к потенциям духовной жизни народа, его способности наблюдать зарождающуюся и развивающуюся жизнь, умения «угадывать новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание». Этот метод заострения идеальных порывов человеческой души имеет непосредственное отношение к писателям социалистического реализма, о чем гак убедительно сказал А. М. Горький в 1933 году в отзыве о выставке «Художники». Он призывал, здесь наших писателей не бояться «некоторой обобщающей идеализации» в создании героического характера, «ибо в наш век человек делает столько прекрасного и чудесного».

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Иван Тургенев

Иван
  Тургенев


Сочинение на тему Художественное сравнение творчества Тургенева и Толстого, Тургенев



Больше всего просматривают

  1. Описание внешности человека сочинение
  2. Сочинение на тему мой лучший друг
  3. В чем смысл жизни сочинение
  4. Отцы и дети сочинение
  5. Сочинение становление личности Петра Гринева
  6. Сочинение на тему осенний лес
  7. Сочинение про труд
  8. Евгений Онегин сочинение
  9. Образ Пугачева в капитанской дочке
  10. Анализ стихотворения Брюсова юному поэту
  11. Мои увлечения сочинение
  12. Сочинение на тему мой друг
  13. Сочинение про музыку
  14. Сочинение на тему моя малая Родина
  15. Моя любимая телепередача
  16. Мои летние каникулы сочинение
  17. Мой любимый город сочинение
  18. В здоровом теле здоровый дух сочинение