А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ Ф И ТЮТЧЕВА - сочинение

Выдающийся русский лирик Федор Иванович Тютчев был во всехотношениях противоположностью своему современнику и почтировеснику Пушкину. Если Пушкин получил очень глубокое исправедливое наименование "солнца русской поэзии", то Тютчев ночной поэт. Хотя Пушкин и напечатал в своем "Современнике" впоследний год жизни большую подборку стихов тогда никому неизвестного, находившегося на дипломатической службе в Германиипоэта, вряд ли они ему очень понравились. Хотя там были такиешедевры, как "Видение", "Бессонница", "Как океан объемлет шарземной", "Последний катаклизм", "Цицерон", "О чем ты воешь, ветрночной?..." Пушкину была чужда прежде всего традиция, на которуюопирался Тютчев: немецкий идеализм, к которому Пушкин осталсяравнодушен, и поэтическая архаика XVIII - начала XIX века (преждевсего Державин), с которой Пушкин вел непримиримую литературнуюборьбу.С поэзией Тютчева мы знакомимся в начальной школе, это стихи оприроде, пейзажная лирика. Но главное у Тютчева - не изображение, аосмысление природы - натурфилософская лирика, и вторая его тема жизнь человеческой души, напряженность любовного чувства.Лирический герой, понимаемый как единство личности, являющейся иобъектом и субъектом лирического постижения, для Тютчева нехарактерен. Единство его лирике придает эмоциональный тон постоянная неясная тревога, за которой стоит смутное, но неизменноеощущение приближения всеобщего конца.Наряду с нейтральными в эмоциональном плане пейзажнымизарисовками, природа у Тютчева катастрофична и восприятие еетрагедийно. Таковы стихотворения "Бессонница", "Видение","Последний катаклизм", Как океан объемлет шар земной", "О чем тывоешь, ветр ночной?...". Ночью у бодрствующего поэта открываетсявнутреннее пророческое зрение, и за покоем дневной природы онпрозревает стихию хаоса, чреватого катастрофами и катаклизмами. Онслушает всемирное молчание покинутой, осиротелой жизни (вообщежизнь человека на земле для Тютчева есть призрак, сон) и оплакиваетприближение всеобщего последнего часа: "И наша жизнь стоит преднами, Как призрак, на краю земли". В то же время поэт признает, чтоголос хаоса, слышимый ночью, хотя и непонятен, глух для человека, нои глубоко родственен настроению его смятенной души. "О, страшныхпесен сих не пой Про древний хаос, про родной!" - заклинает поэт"ветр ночной", но продолжает стихотворение так: "Как жадно мир душиночной Внимает повести любимой!" Такая двойственность естественна:ведь в душе человека те же бури, "под ними (т.е. под человеческимичувствами) хаос шевелится", тот же "родимый", что и в миреокружающей среда.Жизнь человеческой души повторяет и воспроизводит состояниеприроды - мысль стихотворений философско-антропологическогоцикла: "Цицерон", "Как над горячею золой", "Душа моя -Элизиумтеней", "Не то, что мните вы, природа!...", "Слезы людские", "Волна идума", Два голоса". В жизни человека и общества те же бури, ночь,закат, господствует рок (об этом стихотворение "Цицерон" сознаменитой формулой "Блажен, кто посетил сей мир В его минутыроковые". Отсюда острое ощущение конечности бытия ("Как надгорячею золой"), признание безнадежности и скептицизма и стоицизма("Два голоса"). Выразить же все это и тем более быть понятым иуслышанным людьми невозможно ("Не то, что мните вы, природа","Душа моя - Элизиум теней"), в этом Тютчев следует распространеннойромантической идее принципиальной непонятности толпе прозренийпоэта.Столь же катастрофична и гибельна для человека любовь ("О, какубийственно мы любим", "Предопределение", "Последняя любовь").Откуда же у Тютчева все эти "страсти роковые"? Они определеныэпохой великих социально-исторических катаклизмов, в которую жил итворил поэт. Обратим внимание, что периоды творческой активностиТютчева приходятся на рубеж 20-30-х годов, когда революционнаяактивность и в Европе, и в России пошла на спад и утвердиласьниколаевская реакция, и на конец 40-х годов, когда по Европе вновьпрокатилась волна буржуазных революций.Разберем стихотворение "Я лютеран люблю богослуженье",датированное 16 сентября 1834 года. Чем привлекла православногохристианина Тютчева вера немецких протестантов, последователейзачинателя европейской Реформации Мартина Лютера? Он увидел вобстановке отправления их культа столь родственную его душеситуацию всеобщего конца: "Собравшися в дорогу, В последний развам вера предстоит". Поэтому так "пуст и гол" ее дом (а в первойстрофе - "Сих голых стен, сей храмины пустой"). Вместе с тем в этомстихотворении Тютчев с потрясающей силой выразил смысл любойрелигии: она готовит человека, его душу к последнему уходу. Ведьсмерть с религиозный точки зрения - благо: душа возвращается в своебожественное лоно, из которого вышла при рождении. Христианиндолжен быть всякий миг готов к этому. Он и ходит в Божий храм затем,чтобы подготовить к этому душу.Философия веры нашла соответствующее ей стилевое оформление. Вкомпозиции очень небольшого по объему стихотворения (тричетверостишия пятистопного ямба) обращают на себя вниманиеоднородные синтаксические элементы, синонимичные, с помощьюкоторых поэт уточняет и разъясняет свою мысль: "Обряд их строгий,важный и простой"; "Сих голых стен, сей храмины пустой"; "Но часнастал, пробил". Есть и повтор - третья строка второй и первая третьей строфы: "Еще она не перешла порогу". И вообще многосинтаксических параллелизмов, что указывает на ораторский,публичный характер рассуждений поэта о религии. Но особенноэффектны и нагружены смыслом два стихотворных переноса(анжамбмана), разъясняющих во 2 строфе ("Не видите ль? Собравшисяв дорогу, "В последний раз вам вера предстоит") и приказывающих,повелевающих и одновременно умоляющих в последней строфе ("Ночас настал, пробил... Молитесь богу, В последней раз вы молитесьтеперь").







Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ Ф И ТЮТЧЕВА. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Тютчев > ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ Ф И ТЮТЧЕВА
Федор Тютчев

Федор  Тютчев


Сочинение на тему ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ Ф И ТЮТЧЕВА, Тютчев