Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года и провел первые годы жизни в брянском селе Овстуг. Молодость его прошла в Москве. В восемнадцать лет он оканчивает Московский университет и в 1822 году, поступив на дипломатическую службу, отправляется в Мюнхен, бывший тогда одним из главных культурных центров в Европе. Только в 1844 году, уже на пятом десятке лет, поэт возвращается на Родину. Германия и немецкая культура оказали на Тютчева огромное воздействие. Во время его пребывания в Мюнхене продолжали мыслить и творить такие известные философы, поэты и музыканты, как Гегель, Шеллинг, Гете, Бетховен... Тютчев впитал в себя немецкую и европейскую культуру, что сказалось и на его творчестве.
Поэтическое наследие Тютчева составляет всего лишь около двухсот небольших стихотворений, но они очень значительны и принадлежат к высшим ценностям русской и мировой поэзии.
Еще в 1883 году Фет сказал о сборнике стихов Тютчева: Вот эта книга небольшая Томов премногих тяжелей.
Творчество Тютчева делится на два периода. Первый охватывает период с 1820 по 1844 год, а второй — с 1848 по 1873 год. Ранняя и поздняя лирика Тютчева очень отличаются друг от друга, но тем не менее одна тема — тема природы — красной нитью проходит через все творчество. Им созданы такие стихи о природе, как «Утро в горах», «Снежные горы», «Весенние воды», «Осенний вечер», «Листья» и многие другие. Большой известностью пользуются ставшие хрестоматийными стихи: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом...
Или:
Чародейкою-Зимою Околдован, лес стоит — И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит...
Или:
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...
Для Тютчева природа — это не что-то бездушное, неживое. Наоборот, он считает, что «в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык».
Одним из первых стихотворений Тютчева было «К оде Пушкина на Вольность», где он призывал поэта «смягчать, а не тревожить сердца». В 1837 году, после гибели Пушкина, он пишет стихотворение «29 января 1837 года», в котором, прощаясь с Пушкиным, произносит: Мир, мир тебе, о тень поэта, Мир светлый праху твоему!..
В другом месте он дает такую оценку Пушкину: Велик и свят был жребий твой!.. Ты был богов орган живой.
А заключительные строки этого стихотворения: Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!.. — стали крылатыми.
В творчестве Тютчева нашли свое выражение и зарубежные мотивы. Мы видим здесь описание ночного Рима, Венецию «средь лазоревых зыбей», блеск Ниццы с замечательным сравнением:
Жизнь, как подстреленная птица, Подняться хочет —и не может...
Описывая зарубежье, Тютчев подчеркивает шум, сутолоку дня, пеструю толпу людей:
В толпе людей, в нескромном шуме дня Порой мой взор, движенья, чувства, речи...
Или:
Еще шумел веселый день, Толпами улица блистала...
И здесь опять выделяются «все звуки жизни благодатной», сливающиеся в единый «строй стозвучный, шумный и невнятный». Россия же представляется поэту совершенно в ином свете: на родине все пусто, голо и безлюдно.
Вот отдельные строки из стихотворения «На возвратном пути», посвященном России:
Месяц встал —и из тумана Осветил безлюдный край...
Все голо так — и пусто — необъятно В однообразии немом.
Ни звуков здесь, ни красок, ни движенья...
В другом стихотворении он обращается к России: Ты долго ль будешь за туманом скрываться, Русская звезда?..
И, описывая сгущающийся мрак, усиливающееся горе и надвигающуюся беду, заключительной строчкой он призывает родину: «Проснись — теперь иль никогда».
Тютчеву принадлежит и ставшее знаменитым крылатым выражением четверостишие, в котором он дает собственное представление о России: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить. Также стали афоризмами и другие строки Тютчева: Счастлив, кто посетил сей мир В его минуты роковые!
Или:
Мысль изреченная есть ложь. Вопросы бытия волновали Тютчева, и потому они так часто проявлялись в его стихотворениях: Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь?.. В другом стихотворении опять: Былое — было ли когда? Что ныне — будет ли всегда?.. Ответы на вопросы не всегда находились, а то, что предлагалось поэту в качестве жизненной позиции, вряд ли может удовлетворить действительно ищущую натуру: Не рассуждай, не хлопочи!.. Безумство ищет, глупость судит; Дневные раны сном лечи, А завтра быть чему, то будет. Живя, умей все пережить: Печаль, и радость, и тревогу. Чего желать? О чем тужить? День пережит — и слава Богу!
В первом периоде в творчестве Тютчева любовная лирика представлена довольно слабо, но зато во втором эта тема занимает одно из важных мест. Любовные стихи были обстановки: «В России канцелярия и казарма... все движется около кнута и чина».
Судя по лирике поэта, он был противником чинопочитания, лишен всякого желания выслужиться, являлся противником крепостного права: Над этой темною толпой Непробужденного народа Взойдешь ли ты когда, свобода, Блеснет ли луч твой золотой.
Тютчев всегда стремился сохранить полную свободу мысли и чувства, не покорялся условной светской «морали», не раболепствовал перед светскими приличиями. Для поэта Россия представлялась незыблемой громадой, «ковчегом спасения» для Европы. Однако такой она представлялась поэту лишь внешне. В глубине же своей она была «краем долготерпения». Всю ответственность за военные проигрыши и беды народа Тютчев возлагает на царя. И именно в его адрес была направлена резкая и обличительная эпиграмма:
Не Богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей, И все дела твои, и добрые, и злые, — Все было ложь в тебе, все признаки пустые: Ты был не царь, а лицедей.
Это стихотворение вызывает неоднозначное чувство. Неоднозначен и был в своем поведении Тютчев. Он принадлежал к привилегированному классу, участвовал в дворянских политических кружках и был знаком с некоторыми декабристами. Однако его глубоко возмущали насильственные методы, выбранные ими для борьбы. Зная о готовящемся бунте декабристов, поэт придерживался нейтралитета. Потом он резко выступил с критикой декабристского движения:
Вас развратило самовластье, И меч его вас поразил, —
И в неподкупном беспристрастье Сей приговор закон скрепил. Народ, чуждаясь вероломства, Поносит ваши имена — И ваша память от потомства, Как труп в земле, сохранена.
Дыхание эпохи, в которую жил поэт, ощущается даже в стихах, далеких от общественной и политической тематики. Он был современником больших войн и социальных потрясений. И как человек широкого кругозора и острого ума, Тютчев пытался осмыслить историческое значение происходящих в стране событий, с болью и тревогой следя за ними. Его поэзия — это своеобразная исповедь человека, посетившего «сей мир в его минуты роковые», в эпоху крушения социальных устоев.
Тютчев всегда стремился жить не в прошлой, а в настоящей России, и эти строки очень хорошо отражают его мысли:
Не о былом вздыхают розы И соловей в ночи поет: Благоухающие слезы Не о былом Аврора льет, — И страх кончины неизбежной Не свеет с древа ни листа. Их жизнь, как океан безбрежный, Вся в настоящем разлита.
Неоднозначное отношение Тютчева к образу своей родины проходит через все его творчество. Он одновременно воспевает красоту России через природу и обличает все пороки страны тех времен. Но все же поэт с большой искренностью и любовью относится к России, восхищается ее красотами.
Россия для Тютчева была своеобразным живописным полотном, о достоинствах которого он мог судить не только на своей родине, но и вдали от нее. Прожив много лет за границей, поэт начал судить о своей родине как бы издали, и иногда происходящие в России события становились ему неясными и чуждыми. В конце жизни он написал следующие стихи:
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Основные мотивы лирики Ф И Тютчева. Поищите еще с сайта похожие.