А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Лирика Ф И Тютчева Одно из стихотворений "Денисьевского цикла" - сочинение

О вещая душа моя, О сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!..
Ф. И. Тютчев

Трепетно стучит и мое сердце, когда я погружаюсь в поэтический мир Федора Ивановича Тютчева. В нем оживают песчинка и звезда, радуга и фонтан, рассвет и заход солнца, сумерки и снежные вершины, гроза и знойный день... Это восторг перед величием ночи и молитва по безвременно ушедшей возлюбленной, дума о старости и песнь о весне жизни. Его мир стал и моим миром. Мудрым словом поэт открыл мне тайники Вселенной и души человеческой, в которые до него никто не проникал.

Наиболее ярко «двойное бытие» «расколотой души» поэт выразил в исповеди о своей любви к Елене1 Александровне Денисьевой, о любви высокой, трагичной и вполне земной, последней любви поэта... 14 лет счастья, тревог, тоски и блаженства подарила поэту Е. А. Денисьева. Стихи цикла, посвященного ей, — «Денисьевского цикла» — своего рода роман, посвященный переживаниям женщины и мужчины, чьи сердца сошлись в «роковом поединке», роман, раскрывающий драму любви. Напряженное чувство, несущее человеку страдание и счастье, «самоубийство», «блаженство и безнадежность» — такова любовь в понимании Тютчева.
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей...

Любовь и для меня — это та же стихия/которой человек подчас не в силах противостоять. Нопю- бовь — это и высшая полнота бытия, которая дарует нам, любящим и любимым, блаженство причастности к жизни «божественно-всемирной».

Вот бреду я вдоль большой дороги В тихом свете гаснущего дня... — так открывается одна из величайших страниц летописи любви поэта, ставшая лирическим откровением Тютчева. 

Стихотворение носит название «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.», дня, когда Е. А. Денисьева умерла. Тютчев был потрясен её смертью, винил себя. Отражением этих чувств и глубокой тоской по утраченному счастью наполнено это стихотворение. Душа словно затихает, когда взгляд прикасается к пронзительным строчкам, которые как крик, как мольба к ушедшей из мира живых возлюбленной:
Друг мой милый, видишь ли меня?



 
Под пером поэта рождается поэтическая миниатюра, вмещающая в себя и боль, и радость чёловеческой жизни. Это живой фрагмент «земного бытия», где постоянно идет работа пульсирующей поэтической мысли. Композиция стихотворения, так же как и его образ, отражает быстрое и сильное движение любящей души. Первая строфа — картина гаснущего дня, наступающей ночи дана через восприятие лирического героя. Поэт очень тонко уловил самую зыбкую грань перехода, когда мир растворяется в темноте, исчезает из зрительного восприятия человека. Выразительно нагнетая гласные в первой строке, он словно дает элегический ключ к мелодике стихотворения: Вот бреду я вдоль большой дороги... Музыкальность этих обыденных слов поражает не меньше, чем пение Шаляпина или Карузо, которое оставляет впечатление чего-то сверхчеловеческого, неземного. Их безыскусность, будничность напоминают обычный разговор — бесконечный диалог, который постоянно длится в душе поэта («вот бреду я...», «видишь ли меня», «вот тот мир, где жили мы...», «завтра память...») В предельной сжатости, краткости стихотворения слова приобретают необычайную значительность, г Замечательно последовательное изменение слов и фразеологии по мере развития темы стихотворения. В первой строфе все имеет обыдённый и «реалистический» (в узком смысле слова) колорит: «бреду я», «тяжело мне», «замирают ночи». Дорога и день выступают здесь в совершенно прямом, точном значении: дорога — просто широкий, наезженный путь, вдоль которого «бредет» поэт, и день, который просто «гаснет» с заходом солнца. Во второй строфе начинается движение «вверх». Введенный Тютчевым повтор «темней, темнее над землею» выводит нас за пределы простого воссоздания картины наступающей ночи. «Мир, где жили мы с тобою», уже не вмещается в рамки скромного земного пейзажа, который можно созерцать, «бредя вдоль дороги». Все темней, темнее над землею — Улетел последний отблеск дня... Вот тот мир, где жили мы с тобою, Ангел мой, ты видишь ли меня? к Вопрос, в котором вместо первоначального «друг мой» автор употребляет обращение «ангел мой», дает непосредственно переход к завершающей строфе, сотканный уже из слов единого «высокого» плана: «день молитвы и печали», «память», «роковой день», «души витали...» Тютчевские метафоры обнажают перед нами трагическую сущность бытия, выраженную в самых повседневных понятиях: «замирают ночи», «улетел последний отблеск дня...» Диалектику живой, движущейся мысли поэта ощущаешь в словесно изменяющемся образе дня: в начале это просто реальный, «гаснущий день», затем более условный образ «последнего отблеска дня» и, наконец, «день молитвы и печали», сливающийся в сознании Тютчева с другим, бывшим год назад «роковым днем»: Завтра день молитвы и печали, Завтра память рокового дня... Ангел мой, где б души ни витали, Ангел мой, ты видишь ли меня? Это напряженное «день — память дня» придает всем вариациям слова какой-то завораживающий смысл. Чувствуешь страшную муку и пронзительную боль, глубокую тоску и острое отчаяние человека и художника. Воспоминание о былом счастье! непрочном, как и все на земле, единственное, что доступно теперь поэту. Называя возлюбленную ангелом, повторяя эти слова снова и снова, поэт как бы выражает надежду на то, что только ему здесь тяжело, а ей там, куда она ушла, уже легко. Он зовет, жаждет только её взгляда — эта мысль рефреном проходит через всё стихотворение. Именно взгляд очей, «непостижимый взор» которых скрывал горе и глубину страсти, принес бы одинокой душе поэта облегчение... Заглянув вместе с ним в самую бездну его «болезненно-греховной души», понимаешь глубину, невосполнимость для него утраты любимого человека. И все же в стихотворении бьется его «страстно ликующая, страстно тоскующая» душа, «жилище двух миров», «приросшая к земле», но страстно тоскующая о небе. Жизнь, движение, звук, свет, вера сердца «в правду и любовь» — вот чем наполняют мою душу тютчевские стихи. Неисчерпаемо богатство прелестных слов, которые Тютчев роняет, как цветы мгновенного вдохновения. Только талантам сильным и самобытным дано затрагивать такие струны в человеческом сердце.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Лирика Ф И Тютчева Одно из стихотворений "Денисьевского цикла". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Тютчев > Лирика Ф И Тютчева Одно из стихотворений "Денисьевского цикла"
Федор Тютчев

Федор  Тютчев


Сочинение на тему Лирика Ф И Тютчева Одно из стихотворений "Денисьевского цикла", Тютчев