Ф. И. Тютчев, на мой взгляд, был одним из наиболее проницательных в русской литературе поэтов-философов. Его стихи нельзя назвать лирикой в чистом виде, потому что в них выражаются не просто чувства лирического героя, но прежде всего философская система автора-мыслителя. Только в поэтических произведениях Федора Тютчева, в отличие от философских трактатов, присутствует не развитие мысли, не развернутая аргументация, ее подтверждающая, а лишь обозначение, декларирование идеи, которая выражается словом в поэзии, то есть дается комплекс мыслей в переживании, в эмоциональных, художественных, ощутимых образах. Содержание бытия открывается непосредственно через образы.
Тютчев - поэт, в творчестве которого соединилось богатое идейное содержание с исключительной поэтической силой, с богатством образности и музыкальности. Основная черта, преобладающая в его лирических произведениях, - это какое-то глобальное чувство космоса. В то же время чувство это носит вполне объективный и реалистический характер. Поэт ощущал себя частицей огромного мира, а потому считал все чувства и настроения человека проявлениями космического бытия как такового. Целостность жизни, физические явления воспринимались им как проявление самой природы, космоса, как состояние и действие живой души. Природа для него - сгусток живых страстей, сил, чувств, а отнюдь не мертвый материал, послушный воле художника:
* Не то, что мните вы, природа:
* Не слепок, не бездушный лик
* В ней есть душа, в ней есть свобода,
* В ней есть любовь, в ней есть язык.
Даже в тех произведениях, где темой служат отдельные моменты проявления личной, внутренней жизни, они представляются поэту одновременно и выражением чувств и явлений всего космоса. У Тютчева душа как бы пребывает в двух ипостасях: вся она словно порыв радости, ликование, открытость стихии в начале жизни и в зрелую пору, и затем («как бы эфирною струею по жилам небо потекло») старческая любовь - это уже вечерняя заря на потухшем небе, страстное томление по упои-тельйому счастью в былые дни, рождающее сгущение атмосферы перед грозой, слезы же - «капли дождевые зачинающей грозы». Это не просто образы, а воспрлятие поэтом подлинно вселенской масштабности природы, перенесение в личную жизнь категорий космического порядка.
Само содержание, наполнение космоса осмысливается как средоточие многообразия, в лирике Тютчева всегда присутствует двойственность, борьба, сопряжение различных начал. Наиболее яркий пример тому - стихотворение «День и ночь».
* День - сей блистательный покров
* День - земнородных оживленье,
* Души болящей исцеленье,
* Друг человека и богов!
* Но меркнет день - настала ночь;
* Пришла - и с мира рокового
* Ткань благодатную покрова
* Собрав, отбрасывает прочь.
* И бездна нам обнажена
* С своими страхами и мглами,
* И нет преград меж ней и нами
* Вот отчего нам ночь страшна.
День и ночь - символы двух стихий космоса, светлой и темной, которую Тютчев называет «хаосом», олицетворением безымянной бездны:
* Как жадно мир души ночной
* Внимает повести любимой!
* Из смертной рвется он груди
* Он с беспредельным жаждет слиться!..
* О, бурь заснувших не буди
* Под ними хаос шевелится!
Жизнь космоса - борение светлого начала с хаосом. Вселенское бытие двойственно: свет и мрак связаны между собой, как день и ночь, лето и зима. И главное, что не только светлое начало, но и хаос, мрак божествен, прекрасен. Это подтверждается и эпитетами: хаос - «родимый», ночь - «святая». Борьба между идеальным и демоническим существует не только в природе, но постоянно происходит и в самой человеческой душе:
* И человек, как сирота бездомный,
* Стоит теперь, и немощен и гол,
* Лицом к лицу пред пропасти темной.
* И чудится давно минувшим сном
* Ему теперь все светлое, живое…
* И в чуждом, неразгаданном, ночном
* Он узнает наследье родовое.
Подлинное значение хаоса в лирике Ф. И. Тютчева - это угроза уничтожения, бездна, сквозь которую необходимо пройти для достижения полного слияния с космосом. Тоска, охватывающая при встрече с непонятными проявлениями хаоса, - это печаль и ужас смерти, страх перед уничтожением, но в преодолении их достигается блаженство. В лирике поэта-философа образно выражена мысль, что стихия хаоса позволяет нам при соприкосновении с нею осознать всю глубину пропасти, отделяющей нас от истинно космической жизни, мысль, что зло и грех не являются противоположностями добра и святости, это всего лишь ступени к познанию истины. Противопоставление хаоса и идеального начала космоса поэт видит не в образах «дня и ночи», а в образах тишины, успокоения. Зной, мятежность и столкновение их с покоем, умиротворенностью - это столкновение манящей и бурной красоты жизни с тихой и светлой красотой бессилия и умирания. Хаос, таким образом, как бы олицетворение преодоления всего земного и смертного.
* Ущерб, изнеможенье - и на всем
* Та кроткая улыбка увяданья,
* Что в существе разумном мы зовем
* Божественной стыдливостью страданья.
Пессимизм Тютчева имеет глубоко религиозный характер. Он основывается на православных представлениях о конце света, на книге Откровения Иоанна, завершающей Новый Завет. Тютчев рисует свой сценарий окончания мира:
* Когда пробьет последний час природы,
* Состав частей разрушится земных:
* Все зримое опять покроют воды,
* И Божий лик изобразится в них.
Суммируем кратко изложенное выше: как поэт, Тютчев - продолжатель философских традиций русской поэзии, которые восходят к Ломоносову, Капнисту, Державину. Его эстетика влияет на последующую литературу, его вольными или невольными учениками оказываются Соловьев, Анненский, символическая составляющая отечественной лирики. Его философские взгляды традиционны. Новизну и блеск им придает талант мастера.
«О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии» - это писал Тургенев в своем письме А. А. Фету. Удивительно, но это замечание справедливо сейчас.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Содержание бытия в лирике Ф Тютчева. Поищите еще с сайта похожие.