А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Проблема духовного обнищания людей (на примере рассказа «Сын приехал») - сочинение

Сельские труженики всегда были близкими и родными людьми для Григора Тютюнника. Он увлекался их любовью к земле и к труду, тонким пониманием красоты, благородством и искренностью чувств. Так исторически сложилось, что именно село стало оберегом украинских обычаев и традиций, украинского языка и ментальности. Но развитие техники, новые экономические условия привели к безработице в селе. Поэтому много молодежи стало выезжать в города на работу, там и оседать. Официально поддерживаемая мысль о преимуществах «пролетариата»-«гегемона» над крестьянами утверждалась и в сознании недалеких граждан.

Григора Тютюнника волновали эти процессы социальной и моральной деформации на селе. Он с болью наблюдал, как духовное в жизни отступает на задний план, как калечится язык, как на смену высокоморальным понятиям чести, достоинства, порядочности приходят приспособленчество, карьеризм, пренебрежительность в отношении к крестьянству, семейным отношениям, языковое заимствование.

Вот такие и молодые герои из рассказа «Сын приехал», какие после войны «направились из дома искать постоянного заработка и ежевоскресного выходного», а, приехав домой, уже и говорить стали по-другому: «Папа, а как в настоящий момент напрямик дойти до скамьи?» А родители, пытаясь во всем угодить детям, отвечают: «Но как? Вот такое грядками и иди. …Разве ты забыл?»; или: «Мамо, как у вас на счет стирального порошка? Нет? Дык я пришлю по приезду». И смех, и грусть, вызывает вот такой «язык» детей, как и стремление родителей подражать своим «городским» и «ученым» чадам.

Главный герой произведения Павел Дзякун — работящий и скромный, помнит о родителях и приезжает к ним с дорогими подарками, по-своему заботится об их благосостоянии (советует пригласить на пирушку полезных для них людей). Он закончил семь классов (хотя и увесисто!), ремесленное училище, стал мастером, начальником смены, но знает, что обязан этим директору школы, который уговорил его таки закончить школу. С бракосочетанием не спешил, потому что мечтал сначала приобрести машину. Наконец эта мечта осуществилась. «Теперь Павел имел все: квартиру, женщину, машину, сына, двести карбованцев заработка, вместе с премией — и почувствовал себя так, как ему и хотелось: спокойно, уверенно и независимо». Писатель не даром ставит в один ряд такие понятия как квартира, женщина, машина, сын. Потому что для героя они как раз одного порядка, является одинаково важными составляющими частями счастья. А если по-присмотреться, то «Москвич» у него, считай, на первом месте. Ведь Павел из-за этого и не женился, «потому что как женишься в настоящий момент, то машину уже не купишь, ляскнут деньги на мебель, одежду, и всякие пустяки, которые придумаются женщине, потому что женщины все такие». Все, что нужно для автомобиля, — коврики, занавески, брезентовые переднички, — молодой Дзякун приобрел тогда, когда детали для его машины еще только отливали. Это — предмет его гордости, и, как ему казалось, он дает право относиться к односельчанам, которые не имеют автомобилей, немного пренебрежительно. Когда какой-то интересный дядя спрашивал, сколько «это добро» стоит, Павло “с холодной улыбкой, что и не похожа была на улыбку» отвечал: «Все деньги». Люди проходили «мимо машины и отца с сыном в новых шляпах с дырами», «здоровались уважительно, на что Павел отвечал, глядя над их головами на реку: «С-с-те!»; «Когда он говорил с дядями, то держал руки сложенными на груди и медленно и независимо раскачивался, становясь то на носки, то на подборы новых своих ботинок…»

А как герой сожалеет за той щукой, которая сорвалась! Одним из полезных людей, приглашенных в гости, оказался его прежний одноклассник, лесник Митро Лебеда. Когда Павел приехал за ним на машине (в знак уважения!), Митро начал ерепениться, набивать себе цену.

Но молодой Дзякун не обиделся: он «знал, что «полезные люди» любят покапризничать», и «привык терпеть нужных людей». Так он вытерпел унижение от лесника и на самой пирушке.

Хоть Павел пренебрежительно относился к людям, их мнение было ему не безразлично: «Когда выходил с бутылками, услышал за спиной шепот, от которого приятно запело в груди:




 
— Кто же то оно? — А Павел Дзякунив, разве не узнали? — Ты иди, каким козырем стал. — Видно, же и при деньгах!..» Ему хотелось поразить односельчан и блестящей новенькой машиной, и дорогим костюмом, и подарками родителям, и деньгами, в магазине (он взял две бутылки коньяка и две шампанского невзирая на верх своей сверхбережливости). Под стать Павлу и его жена Роема. Она с захватом рассказывает свекрови, что у них есть в квартире, какой марки мебель, холодильник, телевизор. И ни слова о своей супружеской жизни, интересах, захватах. Видно, что между Роемой и Павлом не является не только любви, но и искренних, дружеских отношений, их объединяет общая цель — увеличение собственного благосостояния на зависть соседям и родственникам. Писателя, очевидно, очень тревожит ослабление молодых чувств семьи, семейных отношений. Павел считает, что «родителям супругов видеться не нужно. Те не понравятся тем, те — тем, слово за слово… Те нашепчут дочери, те — сыну. И пошло: ругательства, ссоры…» О своей жене он думает: «Оно и лучше, как смолоду покрутит, замужем более смирная будет…» Старая Дзякунка хоть совет невестке, и все же думает: «Для такой нужно хорошую уздечку…» Вообще-то, первые «уроки жизни» молодой Дзякун получил именно от родителей. Мать хвастается: «Но он у нас такой, который и сделает, и смолчит, и старшего послушает». Отец учит: «Ты смотри там с ними ладь, потому что люди — это такое: не угодишь — съедят». Он поддерживает сына в его поведении с людьми, радуется, что тот догадался поставить «Москвич» на видном месте, что не взял товарищей на рыбалку, что не хочет ехать к родителям супруги - машину бить. Потому что и сам такой. Вспомним эпизод, когда «промазал и Дзякун, подпоив лесника в амбаре, пока договаривался с ним об ольхе» и много других деталей. Бацилла корыстолюбия, приспособленчества, языкового нигилизма, к сожалению, охватила все слои населения. Священник, не стесняясь, берет из людей двойную плату за услуги, лесник обогащается за счет разных «услуг» и важничает этим, сержант-сверхсрочник говорит таким изуродованным языком, что становится не только смешно, но и очень грустно. Проблема духовного обнищания людей остается актуальной и в настоящий момент. Такие произведения, как рассказ Григора Тютюника «Сын приехал», дают возможность будто посмотреть молодым людям на себя со стороны — посмеяться, задуматься и встревожиться.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Проблема духовного обнищания людей (на примере рассказа «Сын приехал»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Тютюнник > Проблема духовного обнищания людей (на примере рассказа «Сын приехал»)
Григор Тютюнник

Григор   Тютюнник


Сочинение на тему Проблема духовного обнищания людей (на примере рассказа «Сын приехал»), Тютюнник