А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Дориан Грей жертва обстоятельств или он сам спровоцировал их - сочинение

Нельзя забывать о том, что никто не заставляет Дориана Грея стать убийцей, но он - настоящий убийца. Если его участие в гибели Сибил Вейн, ее брата и других людей является опосредствованным убийством, то Безила Голворда он убивает собственноручно, причем делает две попытки. Сначала Дориан уничтожает Безила человека, потом - старается уничтожить свой портрет, который на самом деле является отражением души настоящего художника Безила Голворда. Напомним, что в начале романа художник так объясняет своему другу лорду Генри, почему он никогда не пришлет свою наилучшую работу в выставочный зал: Ты понимаешь, Гарри, - Безил Голворд посмотрел товарищу просто в лицо, - каждый портрет, нарисованный с вдохновением, - это, собственно, портрет художника, а не того, кто ему позировал. Натурщик - это сугубо внешнее.

Художник на полотне раскрывает не его, а скорее самого себя. Вот через это я и не выставлю этого портрета - я боюсь, не выказал ли в нем тайны собственной души». Убийство - это преступление, которое нельзя оправдать, и нужно понять, есть ли оно случайным в жизни Дориана Грея, или, наоборот, он не мог не стать убийцей.

То, что Дориан Грей убивает Безила Голворда, является следствием его «нарциссизма», является проявлением присущей «нарциссам» самовлюбленности. Э. Фромм, рассматривая особенности поведения личности, заметил: «Индивидуальная и социальная месть часто покоится на нарциссизме и потребности «вылечить» рану, через смерть лиходея». Когда речь идет о Дориане Грее, нельзя не заметить, что его поведение во время убийства человека, который он считал своим другом, является сплошной местью художнику за то, что он знает о нем, Дориане, все. Именно поэтому Дориан Грей убивает Безила Голворда.

Снова же таки, может сложиться впечатление, что убийство состоялось определенной мерой случайно. Нож, которым Дориан убивает Безила, оказался рядом с портретом потому, что, как упоминает герой, его сам «он принес сюда несколько дней тому назад разрезать бечевку, и так и забыл забрать». А если бы «не забыл забрать»? Тогда Дориан Грей не убил бы Безила, который узнал о настоящем состоянии его души, о его преступлениях?

Поведение Дориана Грея во время этой фатальной для обоих героев встречи свидетельствует о том, что Безил Голворд был обречен. Тот, кто разрешил себе ставить в укор Дориану, напоминать ему о морали, тому, кто увидел портрет вживую, должен был быть уничтожен! Неслучайно после убийства Дориан Грей не ощущает никаких волнений, никаких укоров совести. Он действует быстро, осторожно, решительно, он делает все так, чтобы отвести от себя любое подозрение относительно содеянного им этого преступления. При этом убийца сознательно отстраняется от всех человеческих чувств, сознательно лишается их: «Дориан ощущал главное: не надо углубляться в то, что произошло. Его друг, который нарисовал тот фатальный портрет, виновник всех его невзгод, вышел из его жизни. Это и только». Практически этот утонченный преступник не оставляет никаких следов и свидетелей своего преступления, поскольку Алан Кемпбел, которого шантажировал и использовал Дориан, уничтожив тело убитого, сам ушел из жизни, не разоблачив своего бывшего друга…

Оценка героем своего поведения во время убийства Безила Голворда и после него, отношение его к своим поступкам не изменяются со временем. Даже в последние минуты жизни Дориан Грей не хочет признать своей вины в том, что он натворил: «Безил нарисовал портрет, который искалечил ему жизнь, и он не мог дарить этого. Ведь это тот портрет вызвал все. Безил наговорил ему невозможных вещей, но он даже их терпеливо выслушал. А убийство - это просто вспышка безумия. Что же к Алану Кемпбела, то он сам наложил на себя руки - такая была его воля, так он и совершил. А он, Дориан, к этому не причастен».


 
«Нарцисс» некогда не признает себя виновным даже в мелочах, он всегда старается перевести собственную вину на кого-то другого! Поэтому герой ведет себя именно так. Итак, «физическое уничтожение» лиходея, которым Дориан Грей считал Безила Голворда, состоялось. Тем не менее «уничтожить» душу Безила, воплощенную в портрете, оказалось невозможным. Этот «наблюдатель» пристально следил за всеми винами Дориана Грея, отбивал все преступления, все скрытые мысли и чувства героя - даже тогда, когда тот сам не признавал мотивы своего поведения. Показательной есть попытка Дориана «исправиться», творить добрые дела, которой он так гордился и на которую возлагал большие ожидания. После того, как он «пожалел одну девушку», Дориан Грей надеется, что этот его «добрый поступок» отразится на портрете, но видит совсем другое: «разве только в глазах появилось что-то коварное и рот искривило лицемерной усмешкой». Попытка оказаться лучше, чем его душа, не удалась, и тогда герой делает бесшабашную попытку вместе лишиться своего главного врага - портрета. Для этого он избирает то же самое оружие - которым был убито Безил: «Тот кто покончил с художником - и он же покончит с произведением художника и со всем тем, что то произведение породило! Тот кто покончит с прошлым…». Выше отмечалось, что герой своеобразным образом «окончил жизненный круг»: его жизнь заканчивается в комнате, где она начиналась. Но есть еще один аспект этого «возвращения», а именно - отношение Дориана Грея к Красоте. Вся его жизнь была посвящена поискам Красоты, сохранению Красоты, служению Красоте. Тем не менее все попытки Дориана Грея подчинить себе Красоту были напрасными. Для «нарциссов» типичным есть поведение, когда с помощью изысканных, ценных, редчайших или, как сейчас говорят, «престижных» вещей, властителями которых они становятся, частично удовлетворяются их эмоциональные нужды, в первую очередь - самовлюбленность приобретает «реальную» подпочву. Как оказалось, высочайшей Красотой в жизни Дориана Грея были не ценности, а портрет! Это произведение настоящего художника «нарцисс» так и не был в состоянии подчинить себя. Состоялось наоборот: после гибели человека урода портрет остался таким, которым его создал Безил Голворд. Этому совершенству уже ничего не угрожало, так как единый человек, который мог его - временно - разрушить, уничтожил себя. Красота победила человека? Итак, Дориан Грей не может быть виновным в том, что до убийства Безила Голворда его жизнь складывалась так, как она складывалась. Очень много обстоятельств оказывало содействие тому, чтобы он жил именно так. Но убийство - это окончательная граница для человека, который отделяет ее от прошлого, куда после убийства невозможно возвратиться. Дориан Грей совершил это преступление, он не раскаялся в своем поступке. Это был его собственный выбор, за который нельзя перекладывать ответственность ни на воспитание, ни на лорда Генри, ни на стечение обстоятельств. Был ли Дориан Грей обречен на то, чтобы стать убийцей? Конечно, нет. Никакой «нарциссизм» не может оправдать убийства, хотя, к сожалению, именно он может оказывать содействие этому - окончательному - моральному падению человека. Возвратимся к вопросу, который стал заголовком статьи. Или есть Дориан Грей жертвой обстоятельств, или он сам спровоцировал их, сам исказил собственную судьбу? Конечно, вне границ статьи осталось много вопросов, рассмотрение которых могло бы помочь углубленному усвоению старшеклассниками романа Оскара Уайльда. Но при любых условиях это усвоение может происходить лишь на основании всестороннего осмысления учениками образа главного героя, которое, по нашему мнению, невозможно без системного применения «психологической реконструкции» его характера.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Дориан Грей жертва обстоятельств или он сам спровоцировал их. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Уайльд > Дориан Грей жертва обстоятельств или он сам спровоцировал их
Оскар Уайльд

Оскар  Уайльд


Сочинение на тему Дориан Грей жертва обстоятельств или он сам спровоцировал их, Уайльд