А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Фантастические романы Уэллса - сочинение

Герберт Джордж Уэллс  (1866-1946) - второй после Жюля Верна классик научно-фантастической   литературы,   но   его творческий метод заметно отличается от жюльверновского. Отдавая должное таланту своего предшественника, сам Уэллс попытался определить, в чем их различие. «Литературные обозреватели,- писал он в предисловии к американскому сборнику своих романов,- склонны были даже когда-то называть меня английским Жюлем Верном. На самом деле нет решительно никакого литературного сходства между предсказанием будущего у великого француза и этими фантазиями. В его произведениях речь почти всегда идет о вполне оауществимых изобретениях и открытиях, н в некоторых случаях он замечательно предвосхитил действительность. Его романы вызвали практический интерес: он верил, что описанное им будет изобретено. Он помогал своему читателю освоиться с будущим изобретением и понять, какие оно будет иметь последствия - забавные, волнующие или вредные. Многие из его предсказаний осуществились. Но мои повести… не претендуют на достоверность; это фантазии совсем другого толка».

В круг чтения входят преимущественно ранние научно-фантастические романы Уэллса: «Машина времени» (1895), «Остров доктора Моро» (1896), «Человек-невидимка» (1897), «Война миров» (1898), «Когда спящий проснется» (1899), «Первые люди на Луне» (1901), «Пища богов» (1904), а также избранные рассказы («Остров Эпиорниса», «Хрустальное яйцо», «В бездне», «Человек, который мог творить чудеса», «Новейший ускоритель» и др.) Все эти произведения были созданы в первое десятилетие более чем полувековой литературной деятельности английского писателя. Творчество Уэллса чрезвычайно многообразно. Его перу принадлежат и социально-бытовые романы, и публицистические работы, и философские трактаты, и киносценарии, и даже учебники по биологии, но в сознании читателей он остается в первую очередь автором фантастических романов. На исходе XIX века Уэллс словно предчувствовал предстоящее крушение старых общественных порядков и общепринятых научных доктрин. Его лучшие романы вышли в свет еще до появления теории относительности Эйнштейна, но в них уже улавливается интерес к «сумасшедшим» гипотезам, противоречащим сложившимся представлениям о мироздании (идея «машины времени», возможность перехода в «четвертое измерение» и т. д.).

В творчестве Уэллса на первое место выдвигается социальная и психологическая фантастика. В его романах речь идет не об отдельных изобретениях и научных открытиях, а о науке в целом, о ее влиянии на судьбы мира и человечества. В его философско-утопических произведениях фантастический сюжет служит преимущественно для раскрытия социально-сатирического замысла. Так, например, в романах «Машина времени» и «Первые люди на Луне> писатель в заостренно-гротескной форме рисует чудовищные последствия разделения общества на классы и уродливого разделения труда, при котором атрофируются все способности, кроме одной-единственной, необходимой для процесса производства. При этом невероятность вымысла Уэллс всякий раз старается заслонить обилием реальных бытовых подробностей. В предисловии к упомянутому сборнику (1934) он заявляет, исходя из своего собственного опыта, что фантасту нужно надеяться не на силу логических доводов, а на иллюзию, создаваемую искусством: «Всякий может придумать людей наизнанку, антигравитацию или миры вроде гантелей. Интерес возникает, когда все это переводится на язык повседневности… Читателю надо еще принять правила игры, и автор должен… употребить все усилия, чтобы тот «обжил» его фантастическую гипотезу.,. Коль скоро читатель обманут и поверил в твою фантазию, остается одна забота: сделать остальное реальным  и человечным».

Фантастические события показываются обычно сквозь призму восприятия какого-нибудь заурядного клерка, и такое неожиданное столкновение обыденного с невозможным создает поразительный эффект. В мир «четвертого измерения», на прекрасную планету Утопию, попадает средний англичанин мистер Барнстепл. Его глазами и воспринимаются все необычайные события («Люди как боги», 1923) Такой же Барнстепл, только носящий имя мистера Бедфорда, встречается с селенитами («Первые люди на Луне»), а рядовой клерк Джордж Фодерингей вдруг обнаруживает в себе способность творить чудеса и весьма неосмотрительно ею пользуется («Человек, который мог творить чудеса»,  1899).

Этим приемом Уэллс подчеркивает прежде всего ограниченные возможности, слабости и недостатки буржуазного строя, который в конце концов убивает фантазию. При столкновении обычного с невозможным все возвращается к исходному состоянию: мир «четвертого измерения» исчезает, как волшебный сон. Фодерингей теряет способность творить чудеса. Невидимка погибает, и его секрет остается неразгаданным, и т. д. Герои Уэллса, за редким исключением, не несут в мир активного, жизнеутверждающего, преобразующего начала. Почти все они ограничиваются ролью наблюдателей. В тех же случаях, когда они становятся активной действующей силой, вроде человека-невидимки Гриффина или доктора Моро, сила эта оказывается вредоносной. Таким образом деятельный герой как бы иллюстрирует мысль писателя о науке, которая опережает уровень нравственности.

Юрий Олеша в заметках о творчестве Уэллса отметил в качестве характерной особенности его художественной манеры умение создавать впечатление подлинности фантастического: «Если мы говорим, что в капиталистическом мире техника подавляет человека, то лучше всего это подавление, этот страх человека  перед машиной выражен как раз автором «Борьбы миров», где есть сцена, в которой смятенный человечек в пиджачке и кривом галстуке, прижавшись к какой-то жалкой городской стене, в ужасе смотрит на приближающийся к нему сквозь развалины дома стальной щупалец марсианина… При чтении… «Борьбы миров» мы вдруг подпадаем под действие странного представления: вдруг нам начинает казаться, что и в самом деле было такое событие, когда марсиане пытались завоевать Землю» ‘.


 
Противоречия капиталистического общества предстают в произведениях Уэллса в уродливо обнаженном виде. Резкие сатирические обличения кошмарной диктатуры империалистов, взявших на вооружение науку,- самая сильная сторона его творчества. В этом смысле Уэллс пошел значительно дальше Жюля Верна, определив основное направление социальной и научной фантастики XX века. Фантастика Жюля Верна - количественная гипербола тех средств и возможностей, которые инженерная наука открывала в его время перед энергетикой, транспортом и химической технологией. Фантастика Уэллса - гипербола новых качественных возможностей науки и техники, которые рисовались воображению писателя на рубеже веков в связи с возникновением новых релятивистских гипотез теоретической физики и механики. Популяризация науки - одна из главных задач Жюля Верна. Пропаганда позитивных знаний и реальных перспектив науки и техники входит составной частью в емкую форму приключенческого романа с фантастическим сюжетом. В творчестве Уэллса научная фантастика отделилась от научной популяризации. Уэллса интересует не наука сама по себе, а ее влияние на развитие общества и человека. Его романы содержат глубокие иносказания и широкие социальные обобщения. И если фантастические произведения Уэллса, при всей своей сложности, стали достоянием подростков, то исключительно благодаря могучему воображению писателя, умеющего отвлеченные философские и социальные идеи облекать в зримые образы и создавать при этом увлекательный динамичный сюжет. Жюль Верн и Уэллс определили не только два главных направления, но и два исторических этапа в развитии мировой научно-фантастической литературы.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Фантастические романы Уэллса. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Уэллс > Фантастические романы Уэллса
Герберт Уэллс

Герберт  Уэллс


Сочинение на тему Фантастические романы Уэллса, Уэллс