А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ А А ФЕТА 2 - сочинение

Что такое мотив? Мотив это смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений. В творчестве любых писателей и поэтов можно встретить ряд предметов, понятий или явлений, которые встречаются в их произведениях. Как правило, тематика мотивов представляет собой синтез творчества поэта (писателя) и его любви. Такую закономерность можно выделить в стихотворениях А. А. Фета, на которые большое влияние оказали внутренние переживания самого автора, его мировоззрение и отношение к окружающей обстановке. Мы рассмотрим основные мотивы: во-первых, мотив огня и в противопоставление ему мотив воды, моря, во-вторых, это мотивы времен года и гадания, мотивы двоемирия, полета, которые являются одним из главных мотивов, это и антологические мотивы. А теперь рассмотрим каждый из мотивов в отдельности, обращаясь к примерам.Первое, что мы рассмотрим, это мотив огня в творчестве А. А. Фета, который является одним из главных мотивов в стихотворениях рассматриваемого нами поэта. Под огнем мы подразумеваем луну, закат, зарю, лампу и костер (то есть огонь в прямом смысле) и звезды, а также все то, что у нас ассоциируется с мотивом огня. Этот мотив не случайно столь часто встречается в творчестве Афанасия Фета, как я уже упоминала, мотивы складываются из творчества и его любовных перипетий. Огонь в жизни Фета оставил темный отпечаток от огня погибла его возлюбленная Мария Лазич — она по неосторожности подожгла свое белое платье горящей спичкой. Быть может, это настолько ранило поэта, что он посвятил большую часть своих стихотворений такой ужасающей стихии, как огонь.Как на черте полночной дали тот огонек, под дымкой тайною печали я одинок...В этом стихотворении А. А. Фет сравнивает себя с огнем, но не как со стихией, а с «огоньком» - частичкой всего огня, то есть здесь Фет одинокий маленький человек среди всего человечества. Вторая и четвертая строки стихотворения отличаются от первой и третьей — они короче, что создает какой-то особый ритм стихотворения, когда читаешь, такое ощущение, что спотыкаешься. В этом отрывке преобладают такие звуки, как «о», «л» и «и», что означает нежность, печаль, тоску, какие-то мягкие вещи, и в ту же очередь боязнь.Строки уже из другого стихотворения А. А. Фета («Весеннее небо глядится...») рисуют нам похожую картину:Вдали огонек одинокийТрепещет под сумраком липок;Исполнена тайны жестокойДуша замирающих скрипок...Здесь «огонек» представлен маленькой частичкой чего-то большого и страшного, но это частичка скорее нас не пугает, а, наоборот, вызывает чувство жалости. Преобладающие звуки стихотворения — «о», «е», «к», что дает нам право судить о легких, печальных и ленивых действиях. Это чувство еще более утверждается в нашем сознании, когда мы видим слово «скрипка», ведь при игре на скрипке особо хорошо получаются заунывные и печальные про изведения, и, может быть, поэтому у нас возникает мысль о чем- то грустном и плачущем. А в данных строках «скрипка» представ лена нам с очень красивым и печальным эпитетом: «замирающая». В этой строфе перед нами предстает картина одиночества («огонек одинокий»). Но когда мы говорим о мотиве огня, мы подразумеваем не только огонь в виде костра, но и огонь свечи, лампы. Мотив свечи у А. А. Фета связан с гаданием. И это не случайно. Ведь мерцание свечи представляет собой изображение жизни человека: пока горит свеча — жив человек. Вспомним слова Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети» перед смертью: «дуньте на умирающую лампаду, пусть она погаснет». Смысл этих слов можно понять как то, что Базаров, будучи «умирающей лампадой», хотел умереть, чтобы дальше не мучиться. Но вернемся к стихотворениям Фета:Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,Я при свечах навела,В два ряда свет — и таинственным трепетомЧудно горят зеркала...В этих строках огонь окутан таинственной пеленой, ведь все происходит во время гадания, когда сближаются и, может быть, соединяются два мира: мир земной и мир небесный. Для Фета границей этих двух миров является круг, мотив которого не был чужд для поэта. С точки зрения эвфонии в этой строфе преобладают звуки «е», «з» и «а», что передает нам нежные, мягкие вещи, а также внезапный страх, вызываемый гаданием.И другое стихотворение, гдё присутствует мотив свечи, связано с гаданием:Помню я: старушка няняМне в рождественской ночиПро судьбу мою гадалаПри Мерцании свечи...В этом четверостишии таится что-то странное и непознанное складываются ощущения скрытости, какого-то ритуала, ведь любое гадание — это ритуал.С мотивом огня можно соотнести мотив «зари и заката», которые отождествляют огонь солнца... На пажитях немых люблю в мороз трескучий при свете солнечномя снега блеск колючий, леса под шапками иль в инее седом, да речку звонкую под тёмным льдом...это стихотворение, в отличие от других, пронизано солнечными нитями, и оно нам уже не кажется столь печальным, как описываемые выше примеры. Чувствуется в этом отрывке какой-то юношеский задор и веселость. Звук «а», Который мы встретили в этом стихотворении говорит нам о великолепии великом пространства.Самым, пожалуй, загадочным мотивом огня является мотив луны. Луна, хотя многих она и завораживает является неблагоприятным явлением в жизни любящих друг друга сердец. Если встречаться при луне, то незамедлительно последует расставание поэтому образ луны овеян пеленой тайны и неведения:Тихая, звездная ночь, Трепетно светит луна, Сладки уста красоты В тихую, звездную ночь...Это унылое стихотворение; Изобилие «у» в последней строке говорит нам о скорби, унынии. Луна сама по себе загадочна, а в данном примере она «Трепетно светит», что приносит в наши сердца еще большую боязнь и неуверенность по отношению к ней.Всем известно, что светлячки связаны с Такими мотивами, как огонь, НОЧЬ, луна. Они светятся, значит, излучают свет, но их свет не обычный, они «вырабатывают его «своим Телом»:Одним из интересных мотивов, который мы встречали при чтении стихотворений и о котором мы уже говорили, это мотив гадания и все, что с ним связано: двоемирие, свеча, зеркало, ночь (луна). Эти понятия рисуют в нашем воображении картину, которая скрывает в себе много тайн:Няня добрая гадает, Грустно голову склоня,Свечка тихо догорает,Сердце бьется у меня...На последних строках наше внимание возрастает, и мы уже готовы увидеть судьбу, что же нагадала няня, но тут стихотворение заканчивается, оставляя нас в полном неведении. Может быть, в полном неведении осталось все человечество, так и не узнавшее свою судьбу... Есть один мотив, который можно встретить в ряде произведений многих поэтов, — это тема времен года:...Уж верба вся пушистаяРаскинулась кругом;Опять весна душистаяПовеяла крылом...Времена года можно сопоставить с внутренним миром героя. В данном примере Фет описывает весну, что дает право судить о том, что в данный момент (то бишь тогда, когда автор писал это стихотворение) душу поэта ничто не тревожит. Преобладание звуков «е» и «и» подтверждает этот факт, у читателя или слушателя возникает чувство ласки и нежности. Но есть такие случаи, когда в одном стихотворении сменяются осень — весна, что говорит нам о резкой смене настроения поэта. Фет, как и Ф. И. Тютчев, свои стихотворения не писал, а «записывал». Он их писал где угодно и когда угодно. И то, что автор чувствовал в тот момент, когда материализовывал свои мысли на бумаге, отражается в стихах.Мотив полета, о котором сейчас пойдет речь, встречается не только в стихотворениях Фета, НО И в прозаических произведениях. Например, у Островского в пьесах «Бесприданница» и «Гроза», где главные героини хотели летать. Но их полет превратился в падение. Мотив полета можно ассоциировать с полетом птиц, пчелы, светлячков и цветов, а также творческий полет самого автора.Вот строки, в которых содержится мотив полета птицы:Слышишь ли ты, как шумит вверху угловатое стадо?С криком летят через дон к теплым полям журавли,Желтые листья шумят, в березнике свищет силища. Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны...Это стихотворение символизирует надежду на лучшие времена. Это стихотворение (в частности, первые четыре строки) построено на вопросе, и, может быть, этот вопрос обращен не к единичному собеседнику, а ко всем людям на свете. При его чтении у нас возникает чувство нежности и ласки, и в то же время гнев, зависть, и даже боязнь из-за преобладания таких звуков, как «и», «о» и «у.Мотив птицы, пчелы и полета является древним мотивом души. У Фета пчела — это смерть. Быть может, это из-за ее неприятного жужжания, которое вызывает у нас благоприятные чувства и мысли. Но мед — это символ познания поэзии. Наверное, поэтому нам бабушки и де душки советуют все время есть мед, ведь они знают, что он очень полезен. Но вернемся к лирике Фета.В его творчестве можно встретить ряд стихотворений, посвященных возлюбленной поэта, Марии Лазич. Это такие стихотворения, как «Ты отстрадала, я еще страдаю...», «Дома снились мне вопли рыданий твоих...», «Нет, я не изменил. До старости глубокой...», «Старые письма». По одним только строкам у нас уже складывается ощущение грусти, скорби и печали.И завершить наше путешествие по лирике А. А. Фета хотелось бы стихотворением на антольгической мотивы, то есть мотивы, созданные в духе античной лирики, — это стихотворение «Диана» (мы знаем, что Диана — это богиня охоты).Богини девственной округлые черты,Во всем величии блестящей наготы,Я видел меж дерев над ясными водами,С продолговать1ми бесцветными очамиВысоко поднялось открытое чело...В этих строках перед нами предстает необычный образ «чистой» богини. Это стихотворение полно нежных и легких вещей.А. А. Фет смог передать словами всю прелесть этой богини — тон кой, чистой и нетронутой...Нужно отметить, что лирика Афанасия Фета представляет собой уникальное «событие» как той эпохи, в которой жил сам автор, так и эпохи, в которой живем мы — читатели его произведений. Для меня стихи Фета — это маленькие зарисовки из его жизни, в которые ты сам мгновенно проникаешь и переживаешь вместе с автором. Его стихотворения разногранны, что доказывается тем количеством и разнообразием мотивов, которые мы рассмотрели. Традиции Фета в дальнейшем продолжат символисты, Блок, Соловьев — это говорит нам о том, что такие стихи всегда затронут сердце читателя.







Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ А А ФЕТА 2. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Фет > ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ А А ФЕТА 2
Афанасий Фет

Афанасий  Фет


Сочинение на тему ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ А А ФЕТА 2, Фет