А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ А А ФЕТА - сочинение

	В личности Афанасия Фета удивительным образом сошлись дваабсолютно разных человека: огрубелый, сильно тёртый, битый жизньюпрактик и вдохновенный, неутомимый буквально до последнего вздоха(а умер он в возрасте 72 лет) певец красоты и любви.Сын мелкого немецкого чиновника, Фет был за взятку записан сыноморловского помещика Шеншина, который увез мать поэта от его отца.Но обман раскрылся, и Фет в течение многих лет испытывал на себе,что значит быть незаконнорожденным. Главное, что он лишился приэтом статуса дворянского сына. Он пытался "выслужить" дворянство, но13 лет армейской и гвардейской лямки ничего не дали. Тогда онженился по расчету на старой и богатой, стал жестоким иприжимистым сельским хозяином-эксплуататором. Революционерам идаже либералам Фет никогда не сочувствовал и, чтобы достичьжелаемого дворянства, долго и громко демонстрировал своиверноподданнические чувства. И только когда Фету было уже 53 года,Александр II изложил благоприятную резолюцию на его прошение.Доходило до смешного: если тридцатилетний Пушкин считалоскорбленнием пожалование ему царем камер-юнкерского звания (этопридворный чин, обычно даваемый молодым людям до 20 лет), то этотрусский лирик специально выхлопотал себе камер-юнкерство уже в 70лет?И при этом Фет писал божественные стихи. Вот стихотворение 1888года:"Полуразрушенный, полужилец могилы,О таинствах любви зачем ты нам поешь?Зачем, куда тебя домчать не могут силы,Как дерзкий юноша, один ты нас зовешь? Томлюся и пою. Ты слушаешь и млеешь;В напевах старческих твой юный дух живет. Цыганка старая одна ещепоет".То есть буквально два человека жили в одной, кстати весьманеприятной на вид, оболочке. Но какая сила чувства, мощь поэзии,какое страстное, юношеское отношение к красоте, к любви!Поэзия Фета недолго имела успех у современников в 40-е годы, а в 7080-х годах это был успех весьма камерный, отнюдь не массовый. Номассам Фет был знаком, хотя они не всегда знали, что популярныеромансы, которые они распевают (в том числе и цыганские), на словаФета. "О, долго буду я в молчаньи ночи тайной", "Какое счастие! и ночьи мы одни", "Сияла ночь. Луной был полон сад", "Давно в любвиотрады мало", "В дымке-невидимке" и, конечно, "Я тебе ничего нескажу" и "На заре ты ее не буди" вот лишь немногие стихотворенияФета, положенные на музыку разными композиторами.Лирика Фета тематически крайне бедна: красота природы и женскаялюбовь вот и вся тематика. Но какой огромной мощи достигает Фет вэтих узких пределах. Вот стихотворение 1883 года:"Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер.Только в мире и есть, что лучистыйДетски задумчивый взор.Только в мире и есть, что душистыйМилой головки убор.Только в мире и есть этот чистыйВлево бегущий пробор".Это своеобразная онтология (философское учение о бытии) Фета, хотяфилософской его лирику назвать трудно. Мир поэта очень узкий, нокакой же прекрасный, полный изящества. Грязь жизни, проза и зложизни не проникали в его поэзию никогда. Прав ли он в этом?Видимо, да, если видеть в поэзии искусство по преимуществу. Красотаи должна быть главным в ней.Гениальна лирика природы Фета: "Я пришел к тебе с приветом","Шепот. Робкое дыханье", "Какая грусть! Конец аллеи", "Это утро,радость эта", "Жду я, тревогой объят" и множество других лирическихминиатюр. Они разнообразны, непохожи, каждая являет собойнеповторимый шедевр. Но есть общее: во всех них Фет утверждаетединство, тождество жизни природы и жизни человеческой души. Ипоневоле задумываешься: где источник, откуда эта красота? Творениели это Отца небесного? Или источник всего этого сам поэт, егоумение видеть, его светлая, открытая красоте душа, каждое мгновениеготовая восславить окружающую красоту? В своей лирике природы Фетвыступает как антинигилист: если для тургеневского Базарова "природане храм, а мастерская, и человек в ней работник", то для Фета природа единственно храм, храм и фон прежде всего любви, роскошнаядекорация для тончайших сюжетных изгибов любовного чувства, а вовторых, храм для вдохновения, умиления и молитвы красоте.Если для Пушкина была проявлением высшей полноты жизни, то дляФета любовь есть единственное содержание человеческого бытия,единственная вера. Эту мысль он утверждает в своих стихах с такойсилой, что заставляет усомниться, не язычник ли он. У него и самаприрода любит не вместе, а вместо человека ("В дымке-невидимке").В то же время вполне в христианском духе Фет считает человеческуюдушу частицей небесного огня, божьей искрой ("Не тем, господь,могуч, непостижим"), ниспосланной человеку для откровений,дерзаний, вдохновения ("Ласточки", "Учись у них у дуба, у березы").Удивительны поздние стихи Фета, 80-90-х годов. Дряхлый старик вжизни, в поэзии он превращается в горячего юношу, все мысликоторого об одном о любви, о буйстве жизни, о трепете молодости("Нет, я не изменил", "Моего тот безумства желал", "Люби меня! Кактолько твой покорный", "Еще люблю, еще томлюсь").Разберем стихотворение "Я тебе ничего не скажу", датированное 2сентября 1885 года. В нем выражена часто встречающаяся у романтиковмысль о том, что языком слов нельзя передать жизнь души, тонкостичувства. Например, стихотворение Фета "Как мошки зарею" (1844)кончается мечтой "О, если б без слова Сказать душой было можно!".Поэтому любовное свидание, как всегда, в окружении роскошнойприроды, (открывается молчанием: "Я тебе ничего не скажу...".Романтики не доверяли языку слов как средству выражения душичеловека, тем более поэта. Впрочем, назвать Фета романтикомзатруднительно: очень уж он "земной". Тем не менее уделом героястихотворения остается "молча твердить" слова любовного признания.И этот оксюморон (сочетание контрастных по смыслу слов) становитсяглавным словесно-художественным образом стихотворения. Но все-такипочему он молчит? Какая мотивировка дается этому? Вторая строкауточняет: "Я тебя не встревожу ничуть". Да, как свидетельствуют другиестихотворения, его любовь может и встревожить, взволноватьдевственную душу его избранницы своими "томленьями" и даже"содроганьями". Есть и другое объяснение, оно в последней строкевторой строфы: его "сердце цветет", подобно ночным цветам, о которыхсообщается в начале строфы. Вот тождество человеческой души иприроды, выраженное, как и во многих других произведениях Фета, спомощью особого художественного приема, называемогопсихологическим параллелизмом. К тому же грудь, т.е. вместилищеэмоционально-духовного начала, героя "больная, усталая" (перваястрока третьей, последней строфы). "Я дрожу" - от ночного ли холодкаили от каких-то внутренних душевных причин. И поэтому конецстихотворения зеркально повторяет начало: "Я тебя не встревожуничуть, Я тебе ничего не скажу".Трехстопный анапест стихотворения звучит напевно: "Я тебе ничего нескажу" неоднократно вдохновляло многих композиторов.Стихотворение привлекает тонкостью и изяществом выраженных в немчувств и естественностью, негромкой простотой их словесноговыражения.







Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ А А ФЕТА. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Фет > ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ А А ФЕТА
Афанасий Фет

Афанасий  Фет


Сочинение на тему ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ А А ФЕТА, Фет