Певец родной природы Размышления по поэзии А А Фета - сочинение
Афанасий Афанасьевич Фет - один из выдающихся поэтов-лириков XIX века. «Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант», - писал о нем П. И. Чайковский. На слова Фета написано множество романсов: «Сад весь в цвету» Аренского, «Свеж и душист твой роскошный венок» Римского-Корсакова, «В дымке-невидимке» Танеева, «Я тебе ничего не скажу» Чайковского, «В молчанье ночи тайной» Рахманинова. Не менее поэтична и музыкальна пейзажная лирика А. А. Фета. Поэт любил природу, прекрасно знал и тонко чувствовал ее. Стихи о природе объединены поэтом в отдельные циклы соответственно временам года: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега». Лирика Фета - это вселенная красоты, три основные составляющие которой - природа, любовь и песня. Природа занимает в его творчестве важнейшее место, что отражается даже в названиях большинства его стихотворных циклов. Особый цикл посвящен морю. Явления природы поэт олицетворяет, воспринимает их как одушевленные существа, благодаря чему пейзажи всегда овеяны определенным настроением:
* Цвет садовый дышит
* Яблонью, черешней
* Истерзался песней
* Соловей без розы,
* Плачет старый камень,
* В пруд роняя слезы…
Содержанием поэзии Фета всегда была красота окружающего мира, природы и любовь. В его стихотворениях нет ничего, кроме нежных движений человеческой души:
* В моем саду, в тени густых ветвей
* Поет в ночи влюбленный соловей.
Поэта можно назвать певцом природы и любви, в его стихах есть все, что должнобыть в поэзии: «любовь и кровь», «морозы и розы». У Фета все живо, все дышит, способно плакать, радоваться и грустить:
* В небесах летают тучи,
* На листах сверкают слезы,
* До росы шипки грустили,
* А теперь смеются розы.
Природность, естественность - главное завоевание лирики Фета. Очеловеченность природы сочетается у поэта с природностью человека. Природа в своей очеловеченности (цветы спят) сливается с природной жизнью человека (сердце цветет):
* Целый день спят ночные цветы,
* Но лишь солнце за рощу зайдет
* Раскрываются тихо листы
* И я слышу, как сердце цветет.
В лирических пейзажах Фета воспроизводится природа средней русской полосы - это лучшие образцы русской и мировой лирики: «Я жду… Соловьиное эхо…», «Уж верба вся пушистая…», «Летний вечер тих и ясен…», «Уснуло озеро; безмолвенчерныйлес…», «Еще весна. Как будто неземной…», « Весенние мысли », « Степь вечером », «Пчелы». В пейзажах Фета часто совсем стирается грань между переживанием и изображением природы, которая очеловечивается и становится отражением души поэта:
* Какая ночь! Все звезды до единой
* Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
* И в воздухе за песнью соловьиной
* Разносится тревога и любовь.
Под пером Фета природа оживает, у него «робко месяц смотрит в очи, изумлен, что день не минул», «смежает небо огнедышащее око…», «цветы глядят с тоской влюбленной, безгранично чисты, как весна», «плачет старый камень, в пруд роняя слезы». Его пейзажи, их изобразительная конкретность, одушевленная светлым лиризмом, нашли дальнейшее развитие в поэзии и прозе - у Тургенева, Чехова, Надсона, Апухтина, Блока.
Фет - романтик, он идеализирует природу. Чем сильнее захватывает его эстетическое восприятие природы, тем дальше он уходит от реальности. Целым ожерельем романтических метафор характеризуется, например, восприятие цвета героем автобиографического рассказа-очерка «Кактус»: «Очень похоже на подсолнух», - равнодушно сказала девица и отошла от цветка. Молодой человек пришел в ужас: «…Да… ведь это храм любви!» В фетовском изображении природы пейзажным картинам и зарисовкам свойственно зачаровывающее романтическое звучание:
* Что за звук в полумраке вечернем? Бог весть! -
* То кулик простонал или сыч.
* Расставанье в нем есть, и страданье в нем есть,
* И далекий неведомый клич.
* Точно грезы больные бессонных ночей
* В этом плачущем звуке слиты…
В более поздних стихотворениях Фет все дальше уходит в природу, у поэта все больше сопоставлений, параллелей с жизнью человека. Картины природы нередко превращаются в аллегории, но это ощущение неделимой, цельной жизни природы всегда сохраняется как идеал, как высшая мудрость:
* Солнца уж нет, нет и дня неустанных стремлений.
* Только закат будет долго чуть зримо гореть;
* О, если бы небо судило без тяжких томлений
* Так же и мне, оглянувшись на жизнь, умереть!..
Поэзия для Фета - высший род художества, она по-своему заключает в себе элементы всех других искусств. Как настоящий поэт, он наделяет свое слово и музыкальными звуками, и красками, и пластическими формами. У многих поэтов можно заметить преобладание одного из этих элементов, у Фета поэзия и живописна, и музыкальна. Картины природы, нарисованные Фетом в стихах, играют всеми цветами, а стихи звучат, как хорошо настроенный инструмент в руках мастера:
* Смотри, красавица, - на матовом фарфоре
* Румяный русский плод и южный виноград.
* Как ярко яблоко на лиственном узоре!
* Как влагой ягоды на солнышке горят.
Образы природы, нарисованные Фетом, завораживают, они безупречны. Но безупречность эта тепла и полна скрытой жизни:
* Уснули метели
* С печальной зимой,
* Грачи прилетели.
* Пахнуло весной.
Даже запись в альбом, поэтический пустяк, Фет превращает в эстетическое событие:
* Среди фиалок в царстве роз
* Примите искренний поклон…
Фетовские леса « благоуханны », тропинки «желты», растения поэт наделяет «царственной мудростью», луговая трава в его стихах «осыпана жемчугом», а не росой, ночь «сладострастна», и
* На природе с каждой каплей
* Зеленеет вся одежда,
* В небе радуга сияет.
* Для души горит надежда.
Фет « никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты», и выступал защитником «чистого искусства» . Он рассматривал художественное творчество как единственное убежище « от всяческих скорбей, в том числе и гражданских », и стремился противопоставить искусство действительности. Литературные принципы Фета тесно связаны с его общим мировоззрением, с его жизнью. Фет уходил в природу и в любовь, но для того, чтобы он «нашел» там что-то, должны были сложиться объективные исторические и социальные причины. Он искал красоту, свободу, цельность, гармонию и находил их. Фет - поэт природы в более широком смысле, чем просто лирик-пейзажист. Сама природа в лирике Фета социально обусловлена, и не только потому, что поэт отгораживался от жизни во всей ее полноте, уходя в природу. Фет более, чем кто-либо, выразил в русской лирике свободное отношение к природе.
Следуя Жуковскому, поэт широко использовал в своей поэзии принципы интонационно-мелодического построения стихотворения. Поэтому в его стихотворениях часты песенно-романсные повторения, нарушения последовательности в развитии темы, ослабленность связи между предложениями: «Шепот, робкое дыханье», «Буря на небе вечернем».
Музыкальности Фет достигает звуковой организацией стихотворения, его ритмом и интонацией, соответствующими лирическому настроению. Но при всей выразительности и новаторстве на пейзажной лирике Фета отразилась ограниченность его эстетической позиции - в его пейзажах природа лишена связи с трудовой деятельностью человека, с его социальным самосознанием и всегда дается всего лишь как объект эстетических переживаний и лирического восторга. Фет был далек от передовых взглядов, но порой он творчески преодолевал ограниченность своего мировоззрения, открыв для поэзии новые средства изображения душевного мира* обогатив русскую литературу лирическими картинами природы, мелодичностью и ритмическим разнообразием стиха. При всем различии стихотворений Фета они похожи в том, что, по мысли и внутреннему чувству поэта, все значение поэзии - в безусловном, независимом от внешних или практических целей и намерений, самозаконном вдохновении, создающем прекрасное - нравственное и доброе.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Певец родной природы Размышления по поэзии А А Фета. Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Фет
> Певец родной природы Размышления по поэзии А А Фета