А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Изображение купечества в повести «Фома Гордеев» - сочинение


В повести «Фома Гордеев», написанной в самом конце 90-х годов, Горький хотел дать широкую картину современности. На фоне ее «должен бешено биться энергичный, здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии».
Горький заложил в основу повести смелую мысль: внешне кипучая, энергичная предпринимательская деятельность русского купечества на деле — «золотая клетка» для души, ищущей разумного приложения своим силам. Фома Гордеев идет путем, которым шли его отцы и деды, по которому идут «мозговой человек» купечества Яков Маякин и защитник собственнических устоев Ананий Щуров. Духовно здоровый и честный Фома не может подчиниться волчьим законам жизни, сформированным Маякиным: «Или сам грызи — или лежи в грязи. Когда верх возьмешь, тогда и хорош».

В начале повести Фома — полноправный представитель купеческого класса, а в конце он сознательно разрывает с ним. По мере пробуждения критической мысли Фома Гордеев вступает в острыйконфликт со своим сословием. После мучительных размышлений и метаний герой поднимается до смелого и прямого обличения буржуазии. Горький рисует незаурядную, яркую личность, способную многое открыть для себя во всех областях бытия. Но личность эта обречена. Фома Гордеев не может подняться выше индивидуального протеста.

Ярко показаны фигуры купцов — Якова Маякина и Анания Щурова. Маякин воплощает в себе мысль и действие класса, он сознательный идеолог буржуазии, создатель своеобразной «философии» класса. Он гордится родом купцов: «Мы, купцы, торговые люди, веками Россию на своих плечах несли и теперь несем». Образ купца Анания Щурова представляет-другую разновидность русского купечества. По своим убеждениям они, на первый взгляд, вроде бы отличаются друг от друга. Щуров не любит Маякина, называет его «фармазоном» и безбожником. Но на самом деле он формирует ту же торгашескую мораль, только на свой лад: «Деньги — это сила человеческая, это — ум людской. Тысячи людей в деньги твои жизнь вложили, а ты над тем народом хозяин». Свое стяжательство Щуров прикрывает именем бога: «Человек создан по образцу и подобию его, власти хочет. А что, кроме денег, власть дает?»

Наряду со старшим поколением купцов в повести выведены представители молодого поколения, более современные, но не менее хищные. Получивший образование, побывавший за границей «либеральный» Африкан Смолин действует более «гибко», нежели Маякин и Щуров. Если Яков Маякин просто хочет «заткнуть глотку» левой газете в ответ на ее разоблачения, то Смолин предлагает купить газету. Он видит ее важную цель — «защиту прав личности и интересов промышленности и торговли».

В повести прослеживается весь комплекс ухищренных взглядов на жизнь Маякина, Щурова, Смолина и прочих. Тем более трудным и одновременно значительным выглядит процесс распада собственнической психологии в душе Фомы. Появление «бунтарей» внутри класса являлось знаменательной приметой времени. Бунт Фомы свидетельствовал о внутренней слабости и несостоятельности буржуазии в начале XX века.

На рубеже XX века определился новый этап горьковского творчества. В нем отразился рост рабочего движения второй половины 90-х годов, в нем отложились впечатления Горького, с одной стороны, от столкновений с миром хозяев, крупных капиталистов, буржуазных политиков, а с другой стороны, от общения с рабочими, с рабочим движением. И в конце 1900 г. Горький выступил с повестью «Фома Гордеев». Перед читателями— богатая и многообразная картина русской жизни, мира русской буржуазии — от некультурности и открытого хищничества до европеизированных форм капитализма. Это и богомольный, ветхозаветный Ананий Изуров, разбогатевший путем преступления, и стяжатель-философ Яков Маленин, «мозговой» человек, который «уже способен думать шире, чем требуют узко личные его интересы, он политически наточен и чувствует значение своего класса, «хочет, чтобы буржуазия и купечество имели в своих руках не только экономическую, но и политическую власть».




 
Наибольшее внимание в романе уделено двум фигурам: охранителю и утвердителю буржуазного сознания Якову Маленину и становящемуся «боком» к нему Фоме Гордееву. «Фома Гордеев» — повесть о крепнущей русской буржуазии, о том, как она набирает силы. Повесть Горького, однако, не только показывает рост русской буржуазии, не только раскрывает бесчеловечность капиталистических отношений, ложь и лицемерие буржуазной морали. Основной замысел повести — показать, по словам самого Горького, как в современной буржуазной действительности «должен бешено биться энергичный, здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии». Уже в старшем поколении, среди тех, кто основал состояние, были люди, которые внутренне протестовали против звериных порядков собственнического мира, хотя и не могли противиться складывавшимся экономическим отношениям. Таков Игнат Гордеев — одаренный и умный человек из народа, жадный до жизни, «охваченный неукротимой страстью к работе», в прошлом водолив, а теперь богач — владелец трех пароходов и десятка барж. Его сын Фома не может идти по пути накопительства и стяжательства, инстинктивно тянется к красоте, правде и справедливости, не хочет и не умеет фальшивить. Мир собственнических отношений для него— «тюрьма»: «... душно мне ... Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит! И оттого болит, что не мирится!» Фома — «здоровый человек», который хочет свободы жизни, которому тесно в рамках совершенности. Он выделяется из мира хозяев, и в этом Горький видит показатель неустойчивости современной жизни, показатель того, что настанет время ее изменить. Фома не понимает до конца устройства жизни, не знает путей и методов ее изменений, далек от передовой интеллигенции и народа, не находит с ними общего языка, хотя в душе и тянется к ним. Он много думает над жизнью, но у него нет тяги к знаниям, к книге, общество умных и образованных людей отпугивает Фому. Стремления иметь друзей он не ощущает. Мир собственности, который Фома отвергает, купеческий уклад жизни наложили на него свою печать; он рано познал «снисходительную жалость к голодному». В конце повести Фома повержен и унижен. Мещанский мир торжествует победу над бунтарем. Победу над слабым и запутавшимся человеком, но не над читателем, перед которым писатель раскрыл мерзость царства щуровых, маяниных, резинковых, коноковых.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Изображение купечества в повести «Фома Гордеев». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Фома Гордеев > Изображение купечества в повести «Фома Гордеев»
Фома Гордеев

Фома Гордеев


Сочинение на тему Изображение купечества в повести «Фома Гордеев», Фома Гордеев