А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Образ Бригадира и Советника в одноименной комедии Фонвизина - сочинение


В «Бригадире» Фонвизин выводит «прямую приказную строку»- Советника и как взяточника-«практика», и как взяточника-«философа». Вышедший в отставку после указа Екатерины II, Советник остался не с пустыми руками: «…а я до советничества в Москве ослеп в коллегии. В утешение осталось только то, что меня благословил бог достаточном, который нажил я в силу указов». Приоткрывает Артамон Власьевич (Советник) в беседе с Софьей и «технологию» приобретения «достаточна»: «У нас указы потверже, нежели у челобитчиков.

Челобитчик толкует указ на один манер, то есть на свой, а наш брат, судья, для общей пользы, маноров на двадцать один указ толковать может. Я сам бывал судьею: виноватый, бывало, платит за вину свою; а правый за свою правду; и так в мое время все довольны были: и судья, и истец, и ответчик. Он глубоко убежден, что дела решать за одно жалование противно человеческой природе: «Как решить дело даром, за одно свое жалование? Этого мы, как родились, и не слыхивали! Это против натуры человеческой…»

Фонвизин в комедии делает комплимент Екатерине II за ее попытки блюсти правосудие. Так, Советник крайне удивлен тем, что Добролюбов скоро решил тяжбу в свою пользу, не потеряв остатков своего состояния. Добролюбов объясняет ему причину своей удачи: «Мы счастливы тем, что всякий, кто не находит в учрежденных местах своего права, может идти, наконец, прямо к вышнему правосудию; я принял смелость к оному прибегнуть, и судьи мои принуждены были строгим повелением решить мое дело». Но похвала императрице многое теряла даже в этом эпизоде. Во-первых, добиться справедливости, как оказалось, можно только обращением к самым высшим инстанциям; а во-вторых, далеко не всем сословиям было предоставлено такое право.

А другим утверждением Добролюбова («Корыстолюбие наших лихоимцев перешло все пределы. Кажется, что нет таких запрещений, которые их унять бы могли») сатирик недвусмысленно взял под сомнение действенность сенатского указа 1762 года против взяточничества. И действительно, на место вынужденного уйти в отставку Советника пришли новые мздоимцы: «крапивное семя» быстро давало всходы.

Взяточник и корыстолюбец, Советник (ему приглянулись «изрядные деревеньки» Бригадира, поэтому он согласен выдать дочь за набитого «одними французскими глупостями» «дурака» Иванушку; людей он ценит не за их душевные качества, а за количество, «душ» у них; он «сам для денег на все может согласиться») к тому же еще лицемерен и аморален. «Ужасная ханжа», Советник за всенощную отмаливает «все то, что днем наворовано», и полагает, что «несть греха, иже не может бытии очищен покаянием». Имея молодую жену, он волочится за Бригадиршей, предлагая ей «согрешить и покаяться». Прижимистый помещик, он посадил своих людей на «застольное» и сам выдает «хлеб и овес». Немногим лучше Советника предстает перед нами Бригадир.

Драматург, утверждая новые эстетические принципы, включает в число компонентов, создающих образ, сведения из прошлой жизни своих персонажей. Таким путем глубже раскрывается сущность художественного образа (как это было, например, с образом Советника) и выявляются причины, условия, формирующие характер.

Служебный путь Бригадира, до начала пьесы (как может представить себе зритель), был хотя нелегким (долгая солдатская служба была полна лишений, приходилось ему и «кровь» проливать), но закончился довольно успешно: он вышел в отставку в чине выше полковника. Все это в значительной мере отразилось на характере, поведении и жизненных взглядах Бригадира.


 
Грубый, невежественный служака, Бригадир и к своим близким относится с полным пренебрежением и жестокостью. Как привык Бригадир действовать на плацу угрозами и насилием (недаром вспоминает он о шпицрутенах), так поступает с сыном и женой. Перечень его угроз в адрес своих семейных занял бы весьма большое место - ограничимся лишь некоторыми примерами: ты «знаешь, что я разом ребра два у тебя выхвачу», «скоро сам с рожи па человека походить не будешь», «влеплю тебе в спину сотни две русских палок», «я его за это завтра же без живота сделаю» и т. п. Особенно омерзителен был его поступок, когда он «имел варварство пользоваться правом сильного» и «без сердцов», «в шутку» подтолкнул Бригадиршу в грудь так, что она «насилу вздохнула: так глазки под лоб и закатились, не взвидела света божьего». Характерна была в этот момент реакция самого Бригадира: «А ой, мой батюшка, хохочет и теплится». Как и Иванушка, Советник и Советница, Бригадир тоже включен автором в «симметрию волокитства» (Вяземский); только, в отличие от Советника, действует не окольным путем, а лобовым ударом, как «храбрый генерал», который хочет взять «фортецию». Всех их роднит то, что «их любовь смешна, позорна и делает им бесчестие». Не отличается Бригадир и особым бескорыстном: * «Ежели у тебя, сват, только сокровища (имеется в виду «честь» Советницы.) и оставалось, то не слишком же ты богат: не за чем и гнаться». Как ни колоритны были фигуры Иванушки, Советника и Бригадира, все же наиболее жизненно полноценным следует считать образ Бригадирши. Невежественная, робкая, забитая, жадная и мелочная, «такая дурища», по первому (и последующему) впечатлению, Акулина Тимофеевна, пожалуй, единственная в пьесе была способна проявить человеческое сострадание к таким же забитым и униженным, как она сама. Естественно, что к ней мог с сочувствием отнестись зритель. Пусть она частенько несет свой очередной вздор, вызывая смех в зале; но запоминаются ее слезы не только над своей незадачливой судьбой, но и над горькой участью Гвоздиловой и других «офицершей». К тому же Бригадирша иногда способна делать верные наблюдения и даже остроумные замечания («Слава богу, милость божия, что на вранье-та пошлин нет. Ведь куда бы, какое всем нам было разорение!»). Фонвизин тем самым дает понять, что ее умственная ограниченность не природного свойства, что она - «результат и жертва тяжелых условий русской, жизни XVIII века» (Берков), особенно тяжелых для женщины, и не только из «низших» сословий. Такое положение русской женщины изображено Фонвизиным ив его письмах к сестре. Вот одно из его сообщений: «Жена господина Деденева закричала здесь караул, ехав по большой улице. Она и действительно имела к тому законную причину, затем, что везли ее в прорубь по приказанию мужа…». Жизненная правдивость п художественная убедительность персонажей комедии подкреплялись также тем, что, по словам Вяземского, «в «Бригадире» в первый раз услышан на сцене нашей язык натуральный, остроумный». Индивидуализация языка персонажей помогает ярче раскрыться внутренней сущности .каждого из них (иными словами, язык психологически мотивирован) и служит средством их типизации. С большим искусством Фонвизин пользуется церковнославянской лексикой в языке Советника, подчеркивая его ханжество и лицемерие; просторечием в языке Бригадира и Бригадирши для раскрытия их грубости и невежества; макароническим жаргоном для осмеяния низкопоклонства Иванушки и Советницы. Жаргон Иванушки и Советницы очень близок языку щеголей и щеголих со страниц сатирических журналов (ср.: Советница. Все соседи наши такие неучи, такие скоты, которые сидят по домам, обнявшись с женами. А жены их - ха-ха-ха-ха!–жены их не знают еще и до сих пор, что это дезабилье, и думают, что будто можно прожить на сем свете в полшлафроке. В «Живописце»: «Ха-ха-ха. Ах, мои кюр, ты уморил меня! Он живет три года с женою и по сю пору ее любит… три года иметь в голове своей вздор… с чужой женою и помахаться не смеет, еще и за грех ставит»). Превосходны по языку сцены объяснения в любви Советника с Бригадиршей, Бригадира с Советницей. Но еще примечательней то обстоятельство, что и «про себя» персонажи говорят свойственным им языком. Так, Советник, все более прельщаясь Бригадиршей, елейно произносит в сторону: «Сокровище, а не женщина! Какие у нее медоточивые уста! Послушать ее только, так раб греха и будешь: нельзя не прельститься». «Речисто» и «чисто» выговаривающий все слова, «как попугай», Бригадир в аналогичной ситуации тоже остается верен себе, про приглянувшуюся ему Советницу он коротко бросает: «Здешняя хозяйка не моей бабе чета». В «Бригадире» намечался метод реалистической типизации. Это хорошо почувствовали современники. Так, Н. И. Панин, познакомившийся с комедией одним из первых, поздравил Фонвизина: «Я вижу, это вы очень хорошо нравы наши знаете, ибо Бригадирша ваша всем родня. Никто сказать не может, что такую же Акулину Тимофеевну не имеет или бабушку, или тетушку, или какую-нибудь свойственницу».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Образ Бригадира и Советника в одноименной комедии Фонвизина. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Фонвизин > Образ Бригадира и Советника в одноименной комедии Фонвизина
Денис Фонвизин

Денис  Фонвизин


Сочинение на тему Образ Бригадира и Советника в одноименной комедии Фонвизина, Фонвизин