А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Иван Франко жизненный и творческий путь - сочинение

Среди культурно общественных и политических деятелей славянства последней четверти ХІХ века Франко принадлежит одно из самых почетных мест. Значение его в развитии общественного мнения на Украине выходит далеко за ее пределы. Ведущей темой его затруднительной жизни, что все время “военным лагерем тянулась”, была идея дружбы народов без разницы рас, вер и национальностей, в освободительный борьбе против мира рабства, капиталистической эксплуатации и дискриминации трудящихся. Родился Иван Яковлевич Франко 27 августа в 1856 г. в Галичине на зеленом подгорье Карпат в приселке Гора села Нагуевичив (в настоящее время Ивана Франка), Дрогобычского уезда, в семье сельского кузнеца. Раннее детство его прошло под могучим влиянием отца – человека простого, но мудрого, известного во всей округе. Кузница старого Якова стояла неподалеку от тракта, которым день и ночь плыл рабочий люд “на Бориславку” искать работы.

В кузнице было всегда шумно. Здесь можно было услышать все новости. здесь продолжались разговоры, воспалительные споры. К кузнецу люди шли со своими жалобами и болями, ища помощи или утешения. Малый Иван целыми днями просиживал в кузнице, слушал рассказы о нужде народной, о произволе господ, о бунтах рабочих Борислава.

“На дни моих воспоминаний, - вспоминал более позднее Франко, - и до сих пор горит тот маленький, но крепкий огонь… Сие огонь в кузнице моего отца. И мне кажется, что запал его я взял ребенком в свою душу на далекое путешествие жизни. И что он не погас и до сих пор”. В зрелом возрасте Франко создал чудесный образ отцовой кузницы, овеянный чарами романтики. Именно оттуда Иван вынес глубокую любовь к труду, к трудящемуся человеку, к его песне, вынес сразу к бездельникам и дармоедам, которые пожирают труд рук чужих, пылкую веру в возможность лучшей жизни рабочего люда.

Когда парню исполнилось шесть лет, отец отдал его в начальную школу в селе Ясенце Сильний, где жил дядя по матери. В 1864 г. Франко переходит к так называемой “нормальной” школе при монастыре василиан в Дрогобыче. Оттуда (в 1867 году) – к Дрогобычской гимназии.

На девятом году жизни Франко потерял отца. Значительно младшая мать выходила замуж во второй раз, - с малыми детьми трудно ей было справиться с хозяйством. Отчим Франка – Гринь Гаврилик, из бориславских рипников, - приложил все усилия, чтобы Иван получил образование. На шестнадцатом году жизни Франко потерял и мать; отчим женился во второй раз. Перед полностью осиротелым парнем простилался тяжелый путь самостоятельной жизни, преисполненный нужды и скитаний.

Учителя по-разному влияли на юного Франка. Но он искал в жизни собственные дороги. Острый и любознательный, он не удовлетворяется мертвой гимназической схоластикой. Самостоятельно изучает иностранные языки, знакомится с произведениями наибольших мастеров мировой литературы (Гомера и Шекспира, Гете и Гейне, Пушкина и Шевченко), увлекается естественными науками, историей, философией, политической экономией.

В 1875 году Франко кончает гимназию и вступает на философский факультет университета. Здесь он сразу очутился в окружении демократически настроенной студенческой молодежи. Политический эмигрант из Украины Драгоманов, что жил в Женеве, обратил внимание на эту молодежь, призывая ее отдать свои молодые силы освободительной борьбе народа. Письма Драгоманова произвели на всех огромное впечатление. Молодой Франко слишком рано понял обличительный пафос художественного реализма в литературе и искусстве, его большое значение в освободительной борьбе трудящихся. Не удовлетворяясь университетскими лекциями, Франко продолжает систематическое самообразование. Перед взбудораженным воображением юноши не раз проходили величественные образы героев прошлого, что во имя счастья и свободы человечества шли на страшные пытки, на мученическую смерть.

В стенах Львовского университета продолжалась та же возня “москвофилов” и “народовцев”, что была зеркалом слабости общественной жизни в стране, общей отсталости и тупого консерватизма. “Москвофилы” кричали, что ни украинского языка, ни украинского народа, нет, а есть единая Украина, а сами писали страшным “язычием”, мешаниной церковнославянских, русских, украинских и польских слов, которая ужасала россиян. “Народовци” ненавидели местных “кацапов”, отстаивали права украинского языка на существование, заботились о национальной культуре и образовании. Но как? Путем уходництва перед правительством. “Москвофилы” были объединены в “Академический кружок”, “народовцы” – в “Дружный лихвар”.

Франко понял бесплодность неустанных споров между этими организациями, провоцируемых реакционерами-клерикалами. Войдя со своими единомышленниками в “Академический кружок”, он использовал его орган “Дело” для того, чтобы объявить беспощадную войну и “москвофилам”, и “народовцам”. Демократическая молодежь назвала себя тем “третьей силой”, какая должна была активизировать общественную жизнь, влить у нее элемент революционной страсти, оплодотворять идеей служения своему народу.

Кружок студенческой молодежи, возглавленный Франком, выходит мало-помалу на широкую дорогу освободительной борьбы. Кружковцы принимают резвое участие в транспортировке из-за границы в Россию нелегальной литературы, связываются с российско-украинской политической эмиграцией в Вене, Женеве, Париже, Цюрихе. Помещение Михаила Павлика, где жил Франко, становится явочной квартирой для “гостей”, что тайно переходили границу. Франко пешком обходит самые глухие закоулки Галичины, изучает жизнь людей разных национальностей, разных социальных классов и прослоек, собственными глазами заглядывает во все щели насквозь прогнившего буржуазного общества.



 
Следствием глубокого изучения экономического положения народа были произведения Франко о жизни трудящихся, главного же, – сборник “Борислав”, в которой изображена тяжелая жизнь рабочих-рипников. В затхлой атмосфере Галичины смелое выступление молодежи произвело впечатление грома среди ясного неба. Из Львова в самые глухие закоулки поползли слухи: в Галичине появились социалисты! Об этом заговорили большие господа в кофейнях, попы-униаты по церквям, ксендзы по костелам. Пошли доносы. Националистическая пресса распространяла удивительнейшие слухи, перевирая их на все строи. О деятельности Франка и его товарищей стало известно правительству в Вене. В июне 1877 года на кружок демократической молодежи налетает полиция и Франко с товарищами попадает за тюремные решетки. Был организован громкий процесс социалистов, вроде многочисленных процессов, которые происходили тогда в Австро-Венгрии и России. Просидел Франко всего 9 месяцев. Молодежь поразил не так сам процесс, как последствия его. Написанное во время заключения стихотворение “Товарищам из тюрьмы” прозвучал как смелый вызов модного поэта всему эксплуататорскому обществу: Обрывают постепенно все пути Что связывали нас с прошлым: Из давней грязи и мысль раскована – Оживем, братья, оживем! Выйдя из тюрьмы, Франко и его товарищи оказались в положении людей, от которых отшатнулись все. На некоторых это повлияло так гнетущее, что они ринулись замаливать “грехи” своей юности. У Франко и Павличка осуждение буржуазного общества вызывало противоположную реакцию. В 1878 году Франко возглавляет издания первого на Украине боевого революционно демократического журнала “Общественный друг”. Полиция из номера в номер конфисковывает журнал, но Франко вместе с Павличком, изменяя название и характер издания (сборники “Звон” и “Молот”), продолжает выдавать его. Налаживаются связи с львовскими печатниками, Франко входит в состав “Рабочего комитета”, становится одним из редакторов и сотрудников польской рабочей газеты “Труд”, ведет активную пропагандистскую работу в кружках, какие объединили рабочих разных национальностей – украинцев, поляков, евреев, венгров, немцев. В начале 1880 года Франко, чтобы не умереть от голода, вынужден был искать работу в провинции. По пути из Коломыи к Березовой, в Яблонове, он со своим товарищем Геником был неожиданно арестован. В Косове крестьянин Фокшей стрелял в войта и ранил его. Полиция считала, что выстрел в Косове был вызван социалистической агитацией Франка. Решили склепать новый социалистический процесс. Но из намерения того ничего не вышло. После трех месяцев следственной тюрьмы в Коломые Франка выслали на место рождения. В Дрогобыч его привезли больного, с высокой температурой и посадили в “яму”. В тот же день, невзирая на слякоть, жандарм повел его пешком к Нагуевичам, как беспаспортного бродягу. Пробыв неделю у своей семьи, какая жила в большой бедности, Франко опять идет искать заработок. Крайне истощенный, он заболел лихорадкой. В Коломые пробыл в гостинице неделю, написал известную повесть “На дне” но знаменитый гимн “Вечный революционер” и на последние деньги выслал во Львов в редакцию рабочей газеты “Труд”. Несколько дней жил на три цента, найденные на березу Пруту. А когда и их не стало, остался в комнате гостиницы и лежал на кровати три дня голодный, в лихорадке, ожидая конца.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Иван Франко жизненный и творческий путь. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Франко > Иван Франко жизненный и творческий путь
Иван Франко

Иван  Франко


Сочинение на тему Иван Франко жизненный и творческий путь, Франко