А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Мои раздумья над поэмой И Франко «Моисей» - сочинение

Образ библейского Пророка Моисея интересовал Ивана Франко еще в юности. Поэтому не удивительно, что мотивы пророческого самопожертвования присутствуют уже в «Каменщиках», в ряде стихов сборников «Из вершин и низин» и «Мой Измарагд». Работая над поэмой, Франко использовал богатейший историко-культурный материал о жизни древних евреев, досконально выучил их мифологию, религию, историю, географию. Работа над поэмой шла довольно быстро, так как библейская тема осмысливалась и обрабатывалась к национальной культуре, истории и психологии родного народа. Произведение, по моему мнению, довольно сложное для восприятия. Сам Франко в предисловии ко второму изданию поэмы определил так ее тему: «Моисей умер потому, что народ не признал его». Это, как видим, не библейская тема, хотя и построена на библейских мотивах. Я сначала не совсем поняла сюжет поэмы. Перечитала ее вторично, потом в третий раз...

И вот что оказалось: в поэме ощутима двоплановость в освещении событий - библейский материал передается реалистически. Моисей - это первая сюжетная линия. Вторая - украинский пророк Иван Франко, окруженный ленивыми и равнодушными к судьбе родного края и внуков своих. Он протягивает к нам руки из прошлой эпохи, взывая: «Встань! Проснись! Пробудись!». Мне так показалось, что, описывая трагедию Моисея, которого не принял народ, И.Франко имел в виду и свою трагедию. Мы знаем из биографии, что Иван Яковлевич не знал в жизни ни покоя, ни благосостояния. Он стремился вырвать украинский народ из того состояния, в котором тот находился. Думаю, что мысль мою подтверждает «Пролог», в котором два настроения. С одной стороны, ощутима боль и печаль за талантливый народ, а с другой стороны - твердая вера в светлое будущее народа:

И придет время, и ты ярким видом
Засияешь у народов в свободном кругу…

Чтобы понять дальнейшее содержание поэмы, необходимо хорошо знать библейскую ее основу. Франко не рассказывает всего о жизни Моисея, о приближении израильтян к Палестине. В первой части поэт рассказывает о депрессии евреев. Моисею на протяжении 40 лет приходится поддерживать в евреях энтузиазм в поисках обетованной земли. До тех пор, пока не выросло молодое поколение. Ему нелегко вести беседу с теми, кто не желает продолжительной работы и терпения ради высоких патриотичных идеалов. Против него восстают Датан и Авирон. Наступает момент, когда толпа действует вопреки здравому смыслу. Моисей игнорирует постановление отступников, идет к священному камню, чтобы снова говорить перед народом. Он рассказывает людям, как деревья избирали себе короля.

Притча имеет аллегорическое содержание и призывает общину пробудиться, так как Иегова выбрал для еврейского народа другую судьбу - быть охранником человеческой духовности, и этим стоит гордиться. Датан предъявляет обвинение Моисею в измене. Дескать, он вырвал евреев из Египта тогда, когда те возрастали количественно и могли победить египтян. Моисей намерение Датана называет безумием и выражает уверенность в том, что евреи за ним пойдут восточнее. Тем не менее, толпа не восприняла Моисея и прогнала его в пустыню. Мое внимание привлекла вторая часть поэмы. Она интересна тем, что в ней писатель показывает человека один на один с собой. Мы часто попадаем в такие ситуации и раздумываем над своей жизнью. Что-то пересматриваем, что-то отбрасываем, что-то планируем... Так и Моисей, оставшись одиноким, ведет борьбу с собой. Он думает над поступком Датана, в действиях которого усматривает и положительное, и отрицательное.




 
С одной стороны евреи, увеличиваясь количественно, могли снять с себя египетское ярмо и стать властителями края, с другой стороны, он не думает над тем, что фараон никогда не допустит всплеска еврейства. Датан, думает Моисей, не принимает во внимание психологии раба. Не понимает того, что рабство не объединяет, а разделяет людей. Чего не мог постичь Датан, предусмотрел Моисей. Он предостерегает евреев в том, что они не уважают своих пророков, а значит, не имеют права на счастливое будущее. Об этом раньше писал Шевченко: «Опомнитесь, будьте людьми, Так как лихо вам будет». Как и Моисея, И. Франко переполняет чувство любви к украинскому народу, которому он отдает, в сущности, свою жизнь: «Я без выбора стал твой слуга. Лишь из любви и тоски». Когда я читала поэму, то думала над тем, что Франко философски осмысливает вопрос свободы личности для воспитания национального достоинства. Он будто обращается к нам, сегодняшнему поколению, и просит поднять и очистить свои души, зажечь их священной любовью к Украине, к ее народу. Моисей жалуется на свое одиночество, а я рядом с ним вижу Франко. Сколько ему пришлось пережить, отбиваясь от «седоголовых». И, думается, из этого возможен лишь один вывод: чем выше дар художника, тем меньше он понятен народу. Разве не так было с поэтами - шестидесятниками?! Наиболее одинок человек тогда, когда становится на суд с вечностью. Голос сомнения, запоздалое раскаяние, которые раздирает душу воссоздал Франко в диалоге Моисея с Голосом. И здесь снова слышим Франко. Любил ли он народ украинский, свою Украину? Безусловно, его всегда угнетало ее «вечное страдание», так как он был сыном народа. И в то же время (как это сегодня актуально!) Франко откровенно признавался, что не любит в нем (народе) лености, рабской покорности, равнодушия к будущему, незнания своей истории и нежелания учить ее. Вот и Моисей задает себе целый ряд вопросов: способная ли Толпа без предводителя строить свое будущее? Может ли она подняться до уровня пророков своих? Нужно ли пророку казнить себя за то, что тебя не понял народ? Он, достигая взглядом в будущее, усматривает, как в том здании, которое он сооружал всю жизнь, некоторые детали, которые постепенно его расшатывают. Азазель, воспользовавшись этими сомнениями Моисея, хочет уничтожить его веру в Бога, в высшую миссию Израиля. Дух берет на испуг пророка. Моисей же ждет встречи с Иеговой. От него он хочет услышать оценку своей жизни. Моисей умирает, но зерна веры в свободу, посеянные им, подхватывают его ученики и достигают успехов. Смерть посеяла в людей веру и из толпы они становятся народом. А когда народ единый, то победу он получит. Читаешь эти строки и проникаешься большим уважением к Франко. Он в самом деле гений. Только гениальный человек мог предусмотреть те катаклизмы, которые переживает сегодня украинский народ на пути к созданию своей могущественной государственности. Но еще одно западает в душу. Думаю, что зерна Моисея, должны пленить душу каждого: ты послан на эту землю проращивать зерна. Когда каждый из нас поймет это, можно строить будущее.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Мои раздумья над поэмой И Франко «Моисей». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Франко > Мои раздумья над поэмой И Франко «Моисей»
Иван Франко

Иван  Франко


Сочинение на тему Мои раздумья над поэмой И Франко «Моисей», Франко