А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Отображение воли в поэзии И Франко «Моисей» - сочинение



Одной из высокохудожественных жемчужин украинской литературы есть написанная в 1905 году поэма И. Франко «Моисей», в каждой строке которой ощущается душа автора за страждущую судьбу Украины, его любовь, вера и надежда на то, что придет время, и наш народ «…огнистым видом засияет у народов, свободных кругу… и глянет, как хозяин домовитый, по своему дому и по своим поле». Т.е. построит собственное самостоятельное государство. Перенесши библейский сюжет на родной грунт, И. Франко создал философское произведение, которое, отмечает Микулаш Неврлий, «достигает корням исторической судьбы украинского народа, зачерпнув при этом страдающей судьбы своего гениального творца». Поэма является указателем и предостережением для украинской наций сегодня, когда она выходит на путь своей государственности.

Произведения Ивана Франко волнуют и захватывают современного читателя. Написанные гениальным мастером слова, они являются сгустком боли писателя, для которого судьба своего народа была главной проблемой жизни и творчества. Поэма «Моисей» - один из наилучших произведений И. Я. Франко. По жанру - это философская поэма. Она была написана в 1905 году, в начале революции в России. Народ поднялся на борьбу против угнетателей. В основу написания поэмы Франко положил библейский сюжет: Моисей вел еврейский народ к земле обетованной, где было бы добро и счастье и никто не издевался бы из него. В предисловии к произведению Франко отмечает: «Основной темой поэмы я сделал смерть Моисея как пророка, не признанного своим народом. Эта поэма в такой форме не библейская, а моя собственная, хотя и основанная на библейском рассказе».

Свою поэму «Моисей» И. Франко писал для украинского народа под влиянием библейской легенды о Моисее, которую он стремился переосмыслить в аспекте проблемы освобождения трудового народа от гнета. Под подранными палатками древних израильтян, «синел пустыни», писатель видел своих обездоленных земляков. Сорокалетнее блуждание еврейского лагеря по пустыне в поисках обещанной Палестины в художественном мышлении поэта ассоциировалось с печальными страницами летописи украинского народа, который извилистыми тропами-дорогами истории искал свою отчизну. А получение Иерихона и завоевания обещанного края в воображении автора воскрешало героическую борьбу родного народа за волю, укрепляло веру в его лучше будущее. И. Франко хорошо знал менталитет своего народа, его рабскую психологию и предусматривал, какие катастрофы ждут его на пути освобождения и создание своей государственности. Поэтому первейшая заповедь его - быть единодушными в священной борьбе за государственность, неотступно верить в реализацию своей идеи, пройти для этого весь путь до конца. Эту же мысль подтверждает «пролог» к поэме, который есть и обращением к народу и завещанием ему. И. Франко раскрывает читателю свой замысел: писал он с думой о прошлом, современное и «будущее» отчизны, с глубокой верой, которая народ избавится социального и национального гнета и займет достойное место среди других народов. Из первых строф пролога становится понятно, кому И. Франко адресовал своего «Моисея»:

 
* Народ мой, замученный, разбитый, Будто паралитик тот на дороге, человеческим презрением, будто струпом, покрытый! Вступление наполнено болевой мысленным взором о рабском залоге родного люда, который жжет душу поэта жгучим стыдом. И не хотя этот край был весь политый кровью борцов. Главной мысленным взором второй части пролога есть надежда и твердая вера в будущее украинского народа. История украинской культуры богатая на героев-рыцарей чести, патриотов, пророков, которые могут поднять и очистить души, зажечь их священной любовью к Украине, ее народу. Таким есть Моисей, который под рев бури и завивание шакалов продирается сквозь чащи на гору Нева, чтобы хотя краем глаза взглянуть на ту священную землю, к которой длинным мученическим путем вел свой народ. Анализ в конце жизни своих достижений и потерь наталкивает пророка на мысль, которая те, ради кого он весь возраст жил и трудился, лишь бы вытянуть их из рабства и поднять к себе, или хотели этого, или понимали его святые намерения? И или способная масса подняться к уровню пророков своих? Так, придет время, когда народ найдет в себе силы бороться до конца за новую жизнь. Мы в настоящее время, как некогда, должны сознавать родину, которая носит название Украиной. Итак, должны заботиться прежде всего о ее культурном развитии, а именно: приходиться жаждущими устами к национальному языку, обычаям. Обращаясь к библейской теме о Моисее, И. Франко гениально предусмотрел катаклизмы, которые ждут украинский народ на пути к освобождению и созданию своей государственности, заповедал быть единодушным в этой священной борьбе и в основу своего завещания положил веру в победу. Непохожим выступает народ в начале и в конце поэмы. В своеобразном композиционном обрамлении мысль автора о том, что вожди приходят и исчезают, а народ остается и в своем освободительном походе неизменно шествует в будущее. Взгляды на историческую роль народа как могущественной творческой силы в развитии общества И. Франко высказывает в сказке о том, как дерева избирали себе короля «по своей воле». Здесь поднимается идея безграничной преданности человека-руководителя своему народу. Настоящий проводник, по мнению поэта, тот, кто сознает интересы и стремление людей, кто есть их избранником и слугой. В тяжелых условиях порабощения украинского народа, между двумя хищными монархиями, только Иван Франко мог так отважно отобразить стремление украинского народа к национальной самостоятельности, к воле. Это произведение актуальное и ныне, когда Украина утверждает свою независимость. Каменщик помог мне осознать, что дорога к независимости нашей страны нелегкая, преисполненная трудностей, несогласий и даже жертв. Прочитав поэму «Моисей», я понял, каким должен быть народ, лишь бы получить государственность. Я думаю, что поэму «Моисей» нужно внимательно читать всем, особенно нашим вождям. Так как Иван Франко показывает в своем произведении, которому должен быть вождь народа: непоколебимым, терпеливым, целенаправленным, неотступно идти к цели, любить свой народ и, если нужно, отдать за него жизни, так, как сделал это Моисей.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Отображение воли в поэзии И Франко «Моисей». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Франко > Отображение воли в поэзии И Франко «Моисей»
Иван Франко

Иван  Франко


Сочинение на тему Отображение воли в поэзии И Франко «Моисей», Франко