А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Отображение стремления народа к национальной самостоятельности к свободе в поэме И Франко «Моисей» - сочинение


Одной из высокохудожественных жемчужин украинской литературы является написанная в 1905 году глубоко патриотичная поэма И. Франко «Моисей», в каждой строке которой ощущается боль души автора за страждущую судьбу Украины, его любовь, вера и надежда на то, что придет время, и наш народ «…огнистым видом засияет у народов, в свободном круге… и глянет, как хозяин домовитый, по своему дому и по своим полям». Т.е. построит собственное самостоятельное государство. Перенеся библейский сюжет на родную землю, И. Франко создал многопроблемное философское произведение, которое, как отмечает Микулаш Неврлий, «достигает корнями исторической судьбы украинского народа, зачерпнув при этом страдающую судьбу своего гениального творца». Поэма является указанием и предостережением для украинской нации сегодня, когда она выходит на путь своей государственности.

Свою поэму «Моисей» И. Франко писал для украинского народа под влиянием библейской легенды о Моисее, которую он стремился переосмыслить в аспекте проблемы освобождения трудового народа от гнета. Под подранными палатками древних израильтян, «синел пустыни», писатель видел своих обездоленных земляков. Сорокалетнее блуждание еврейского лагеря по пустыне в поисках обещанной Палестины в художественном мышлении поэта ассоциировалось с печальными страницами летописи украинского народа, который извилистыми тропами-дорогами истории искал свою отчизну. А получение Иерихона и завоевание обещанного края в воображении автора воскрешало героическую борьбу родного народа за волю, укрепляло веру в его лучше будущее.

И. Франко хорошо знал менталитет своего народа, его рабскую психологию и предусматривал, какие катастрофы ждут его на пути освобождения и создания своей государственности. Поэтому первейшая заповедь его - быть единодушными в священной борьбе за государственность, неотступно верить в реализацию своей идеи, пройти для этого весь путь до конца. Эту же мысль подтверждает «пролог» к поэме, который является и обращением к народу и завещанием ему. И. Франко раскрывает читателю свой замысел: писал он с мыслями о прошлом, современном и «будущем» отчизны, с глубокой верой в то, что украинский народ избавится от социального и национального гнета и займет достойное место среди других народов. Из первых строф пролога становится понятно, кому И. Франко адресовал своего «Моисея»: «Народ мой, замученный, разбитый, Будто паралитик тот…, человеческим презрением, будто струпом, покрытый! Вступление наполнено больным мысленным взором о рабском положении родного люда, которое жжет душу поэта жгучим стыдом. Главной мыслью второй части пролога есть надежда и твердая вера в будущее украинского народа.

История украинской культуры богата на героев-рыцарей чести, патриотов, пророков, которые могут поднять и очистить души, зажечь их священной любовью к Украине, ее народу. Таким есть Моисей, который под рев бури и завывание шакалов продирается сквозь чащи на гору Нева, чтобы хотя краем глаза взглянуть на ту священную землю, к которой длинным мученическим путем вел свой народ. Анализ в конце жизни своих достижений и потерь наталкивает пророка на мысль, что те, ради кого он всю жизнь жил и трудился, лишь бы вытянуть их из рабства, хотели ли они этого, понимали ли его святые намерения? Способная ли людская масса подняться к уровню пророков своих? Да, придет время, когда народ найдет в себе силы бороться до конца за новую жизнь.

 
* «И, я знаю, вы тронетесь все, Будто наводнение весной… Пусть заведомо идет ваш поход, будто быстрые реки!». Посеянные зерна веры в свободу не умирают вместе с Моисеем. После смерти пророка эстафету борьбы подхватывают его ученики и достигают успехов. Не «момент» пройдет после смерти Моисея, пока осознают евреи, кого они потеряли, поймут ошибку и возвратятся на тот путь, который ведет к свободе. Смерть Моисея возвратила народу идеал. Из толпы легковерного и неуправляемого, он становится народом, монолитом, которому легко снести со своего пути тиранов и угнетателей. А когда народ единый в своих стремлениях, в основе которых лежат свобода родного края, завещанная предками, то победу он получит. Пробуждение стремления к свободе и ее победа переданы в поэме метафорическим образом: «Через горы полетят, как птица, Иордан в брызги раскрапят, Иерихонские муры, будто лед, звуком трубным растопят». Обращаясь к библейской теме о Моисее, И. Франко гениально предусмотрел катаклизмы, которые ждут украинский народ на пути к освобождению и созданию своей государственности, завещал быть единодушным в этой священной борьбе и в основу своего завещания положил пророческую веру в победу. Непохожим выступает народ в начале и в конце поэмы. В своеобразном композиционном обрамлении мысль автора о том, что вожди приходят и исчезают, а народ остается и в своем освободительном походе неизменно шествует в будущее. Взгляды на историческую роль народа как могущественной творческой силы в развитии общества И. Франко высказывает в сказке о том, как деревья избирали себе короля «по своей свободной воле». Здесь поднимается идея безграничной преданности человека-руководителя своему народу. Настоящий проводник, по мнению поэта, тот, кто сознает интересы и стремление людей, кто есть их избранником и слугой. В тяжелых условиях порабощения украинского народа, раскромсанного между двумя хищными монархиями, только Иван Франко мог так отважно отобразить стремление украинского народа к национальной самостоятельности, к свободе. Это произведение актуально и ныне, когда Украина утверждает свою независимость. Большой Каменщик помог мне осознать, что дорога к независимости нашей страны нелегкая, преисполненная трудностей и даже жертв. Прочитав поэму «Моисей», я поняла, каким должен быть народ, лишь бы получить государственность. Не быдлом, которого погоняли, не слепцом, что удовлетворяется лишь куском колбасы, а духовным монолитом, объединенным единой целью - добыть себе волю, свободу, «независимость». Я думаю, что поэму «Моисей» надо внимательно читать всем, особенно нашим вождям. Так как Иван Франко показывает в своем произведении, каким должен быть вождь народа: непоколебимым, терпеливым, целенаправленным, неотступно идти к цели, любить свой народ и, если надо, отдать за него жизнь, так, как сделал это Моисей: Все, что имел в жизни, он отдал Для одной идеи, и горел, и яснел, и страдал, и трудился для нее. Читателя любой национальности привлекают в поэме идеалы человечности, свободы, справедливости. Особенно же ценной является идея утверждения права народа на независимость, на свое государство. Мы, украинцы, только строим ее и нам так нужен свой Моисей. И я верю, что эти времена скоро настанут, и, как писал Павел Тычина: «Воздвигнет Украина своего Моисея» и станет свободным - независимым государством.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Отображение стремления народа к национальной самостоятельности к свободе в поэме И Франко «Моисей». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Франко > Отображение стремления народа к национальной самостоятельности к свободе в поэме И Франко «Моисей»
Иван Франко

Иван  Франко


Сочинение на тему Отображение стремления народа к национальной самостоятельности к свободе в поэме И Франко «Моисей», Франко